Can't work today, still queer.
Что-то я не понимаю, наверное. А может, всему виной то, что в процессе лекционного прохождения раннехристианских (а также уже и не очень ранне) ересей нет банального времени сесть и почитать непосредственно труды спорящих сторон, а приходится довольствоваться объяснениями преподавателя Но, честное слово, создается впечатление, что вот только появился кто-то, придумал что-то хорошее - бац! - и его тут же объявили ересью.
Я не говорю о тринитарных и христологических спорах Византии, об арианах, несторианах и иже с ними - все это слишком высокая абстракция. Но вот, например, наши родные нестяжатели чем плохи? Но в борьбе иосифлян и нестяжателей победили, в итоге, иосифляне. Или, вот (пробрало меня до глубины души и усадило, собственно, за написание оного поста):
Некто Пелагий (настоящее имя - Морган, так как он был уроженцем Британии, хоть и жил в Риме) в IV веке н.э. считался образцом добродетельной жизни, и утверждал, что главный путь к Спасению - совершение добрых дел, нравственная жизнь. Человек свободен в своем выборе между добром и злом и совершает его сам. Спасается не по благости, а исключительно исходя из собственного выбора - обратиться ли ему к добру, или ко злу.
Но нет. В этом крупном теологическом споре победил, естественно, блаженный Августин, утверждавший, что воля человека - не более, чем проявление предопределения. И что если человек ведет себя дурно, то, значит, на роду ему написано гореть в аду, и все - ничего ты не поделаешь с этим.
Потом в XV, кажется, веке, этот же тезис захапали кальвинисты и, скажите, кому от этого было хорошо?
А учение Пелагия о свободе человеческой воли было признано ересью. Не любило западное христианство IV века свободную волю
Мой преподаватель по Истории Картин Мира как-то раз сказал мне, что я еретичка :-) Видимо - пелагианка (или как это правильно называется?)
Или я-таки чего-то не понимаю, и кроме провозглашения свободы воли Пелагий провозглашал что-то еще, что в лекционном курсе опустили?
Я не говорю о тринитарных и христологических спорах Византии, об арианах, несторианах и иже с ними - все это слишком высокая абстракция. Но вот, например, наши родные нестяжатели чем плохи? Но в борьбе иосифлян и нестяжателей победили, в итоге, иосифляне. Или, вот (пробрало меня до глубины души и усадило, собственно, за написание оного поста):
Некто Пелагий (настоящее имя - Морган, так как он был уроженцем Британии, хоть и жил в Риме) в IV веке н.э. считался образцом добродетельной жизни, и утверждал, что главный путь к Спасению - совершение добрых дел, нравственная жизнь. Человек свободен в своем выборе между добром и злом и совершает его сам. Спасается не по благости, а исключительно исходя из собственного выбора - обратиться ли ему к добру, или ко злу.
Но нет. В этом крупном теологическом споре победил, естественно, блаженный Августин, утверждавший, что воля человека - не более, чем проявление предопределения. И что если человек ведет себя дурно, то, значит, на роду ему написано гореть в аду, и все - ничего ты не поделаешь с этим.
Потом в XV, кажется, веке, этот же тезис захапали кальвинисты и, скажите, кому от этого было хорошо?
А учение Пелагия о свободе человеческой воли было признано ересью. Не любило западное христианство IV века свободную волю

Мой преподаватель по Истории Картин Мира как-то раз сказал мне, что я еретичка :-) Видимо - пелагианка (или как это правильно называется?)
Или я-таки чего-то не понимаю, и кроме провозглашения свободы воли Пелагий провозглашал что-то еще, что в лекционном курсе опустили?
Любопытно, что он, по-видимому, был стоиком до того, как принял христианство, или как-то совмещал две этих философии.
Но действительно был симпатичен.
Помимо него и Августина в этом споре принимал участие ещё более симпатичный Иоанн Кассиан, принявший третью сторону - он считал, что спасение - тайна, в которой принимает участие и божественная и человеческая воля; оставлял таким образом право выбора и за господом тоже.
Впрочем, западное христианство, как обычно, в этом плане в подметки не годится восточному - там вообще запрещалось все. Кстати, в IV веке говорить о нем ещё рано, деление даже не намечалось. Да и отлучен Пелагий был на 3 вселенском соборе (в Эфесе), вполне восточном.
Несятжатели любопытно перекликаются по позициям с францисканцами в споре об одеждах христовых. Разница позиций - католичество ассимилировала Франциска, сделавего главным двигателем и "имиджмейкером" церкви в народе. У нас нестяжателей только что не истребили. Мохнатый век, мохнатые сердца.