Can't work today, still queer.
Что-то я не понимаю, наверное. А может, всему виной то, что в процессе лекционного прохождения раннехристианских (а также уже и не очень ранне) ересей нет банального времени сесть и почитать непосредственно труды спорящих сторон, а приходится довольствоваться объяснениями преподавателя Но, честное слово, создается впечатление, что вот только появился кто-то, придумал что-то хорошее - бац! - и его тут же объявили ересью.

Я не говорю о тринитарных и христологических спорах Византии, об арианах, несторианах и иже с ними - все это слишком высокая абстракция. Но вот, например, наши родные нестяжатели чем плохи? Но в борьбе иосифлян и нестяжателей победили, в итоге, иосифляне. Или, вот (пробрало меня до глубины души и усадило, собственно, за написание оного поста):

Некто Пелагий (настоящее имя - Морган, так как он был уроженцем Британии, хоть и жил в Риме) в IV веке н.э. считался образцом добродетельной жизни, и утверждал, что главный путь к Спасению - совершение добрых дел, нравственная жизнь. Человек свободен в своем выборе между добром и злом и совершает его сам. Спасается не по благости, а исключительно исходя из собственного выбора - обратиться ли ему к добру, или ко злу.

Но нет. В этом крупном теологическом споре победил, естественно, блаженный Августин, утверждавший, что воля человека - не более, чем проявление предопределения. И что если человек ведет себя дурно, то, значит, на роду ему написано гореть в аду, и все - ничего ты не поделаешь с этим.

Потом в XV, кажется, веке, этот же тезис захапали кальвинисты и, скажите, кому от этого было хорошо?

А учение Пелагия о свободе человеческой воли было признано ересью. Не любило западное христианство IV века свободную волю :-(



Мой преподаватель по Истории Картин Мира как-то раз сказал мне, что я еретичка :-) Видимо - пелагианка (или как это правильно называется?)



Или я-таки чего-то не понимаю, и кроме провозглашения свободы воли Пелагий провозглашал что-то еще, что в лекционном курсе опустили?

Комментарии
30.03.2007 в 20:57

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Он отрицал необоримость первородного греха, т.е. предполагал, что человеческая воля способна преодалеть волю господню. Если быть совсем точным, он считал первородный грех личным грехом Адама. Все остальные люди сами согут решить, поддадутся они греху или нет. Это, как ты понимаешь, мощный отход от догматики.

Любопытно, что он, по-видимому, был стоиком до того, как принял христианство, или как-то совмещал две этих философии.

Но действительно был симпатичен.

Помимо него и Августина в этом споре принимал участие ещё более симпатичный Иоанн Кассиан, принявший третью сторону - он считал, что спасение - тайна, в которой принимает участие и божественная и человеческая воля; оставлял таким образом право выбора и за господом тоже.



Впрочем, западное христианство, как обычно, в этом плане в подметки не годится восточному - там вообще запрещалось все. Кстати, в IV веке говорить о нем ещё рано, деление даже не намечалось. Да и отлучен Пелагий был на 3 вселенском соборе (в Эфесе), вполне восточном.



Несятжатели любопытно перекликаются по позициям с францисканцами в споре об одеждах христовых. Разница позиций - католичество ассимилировала Франциска, сделавего главным двигателем и "имиджмейкером" церкви в народе. У нас нестяжателей только что не истребили. Мохнатый век, мохнатые сердца.
30.03.2007 в 21:20

Can't work today, still queer.
Вот-вот :-(