16:06

Can't work today, still queer.
Сообщение о криминальном происшествии и по совместительству - образец двух разных с т.з. гендерного анализа риторик.
Вот текст журналиста (журналистки? Не нашла имени автора):
Около 9 часов вечера пятницы двое жителей Новогрудка с применением насилия завладели автомобилем Ауди 80 девушки 1985 года рождения. Находясь на автодороге Любча-Новогрудок-Дятлово, двое молодых людей 1989 и 1992 года рождения нанесли представительнице слабого пола удар стеклянной бутылкой по голове.

А вот цитируемый в той же заметке пересказ событий от представителя УВД:
двое парней ... попытались восполнить материальные ресурсы. Правда, методы выбрали незаконные – совершили разбойное нападение на таксиста. Вызвали машину, за рулём оказалась девушка. Сели в такси, а когда выехали за город Новогрудок, стукнули водителя по голове бутылкой из-под вина.

Без анализа, просто себе на заметку. "Водитель", хотя и в м.р., звучит (читается) как-то лучше, чем "представительница слабого пола" (это что вообще?).
Интересно еще, что автор(ка) как только не выкручивается, чтобы называть героиню в тексте по-разному. И "девушка", и "представительница слабого пола" и "девушка-водитель такси", а слово "таксистка" не употребляет ни разу. Я даже задумалась - а есть ли такое слово. В словаре синонимов есть, и так ухо, в общем, не режет.
А вам?

Вопрос: Режет ли вам ухо/глаз слово "таксистка"?
1. Да 
6  (14.63%)
2. Нет 
35  (85.37%)
Всего:   41

@темы: Размышлизм, Opus cit., The surroundings

Комментарии
05.12.2015 в 19:21

"Таксистка" - нет, пожалуй, не режет. А вот как назвать, скажем, женщину-врача? Не врачиха же (вот это как раз режет ухо)? Было в старину одно слово. Женщина, которая занималась колдовством вообще, называлась ворожея, а та, которая только лечила - врачея. А, кстати, как быть с женщиной, которая занимается магией? В некоторых фэнтези попадалось слово "магичка". А почему бы и нет? Или вот женщина-геолог: кто она? В какой-то книге изобретено слово "геологиня". А женщина-физик, химик? Вообще - женщина-учёный? Следователь?
05.12.2015 в 19:32

Can't work today, still queer.
Цинциана, отсутствие феминитивов в русском языке вообще сильно меня расстраивает. Есть какие-то более-менее устоявшися формы для некоторых профессий (напр. "директриса"), но они часто воспринимаются как уничижительные. Например, Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой, говорила, что она поэт Марина Цветаева.
Иногда нужные формы слов заимствуют из других языков, например, из белорусского, где есть женские формы (коллеги и коллежанки), или из украинского (Ольгерта Харитонова говорит "людина", когда ей надо обозначить человека женского пола).
Но пока эти вещи воспринимаются, к сожалению, как маргинальные, и гораздо чаще можно услышать, что феминитивы не нужны, не красивы, не соответствуют правилам русского языка, ит.д.

Если отвечать про свой личный опыт, то я, как правило, добавляю -ка: коллежанка, авторка.
08.12.2015 в 20:39

Насчёт поэтессы я с Цветаевой не согласна. К этому слову отношусь вполне хорошо (сама пишу стихи, а поэтессой себя не называю лишь потому, что не уверена, что мои стихи достаточно хороши).
Между прочим, есть одна профессия, у которой нет мужской формы - няня. Тут прослеживается интересная тенденция: няня - только женская форма. Воспитателям (воспитательницам) и учителям (учительницам) повезло: есть обе формы. Но вот позади и домашнее младенчество, и детский сад, и школа. Дальше - институт. Кто там преподаёт? Правильно: профессор. Или доцент. Опять лишь одна форма, но на сей раз мужская. Как будто человек,ь взрослея, постепенно переходит из сферы влияния женщин в сферу влияния мужчин.
08.12.2015 в 20:39

Насчёт поэтессы я с Цветаевой не согласна. К этому слову отношусь вполне хорошо (сама пишу стихи, а поэтессой себя не называю лишь потому, что не уверена, что мои стихи достаточно хороши).
Между прочим, есть одна профессия, у которой нет мужской формы - няня. Тут прослеживается интересная тенденция: няня - только женская форма. Воспитателям (воспитательницам) и учителям (учительницам) повезло: есть обе формы. Но вот позади и домашнее младенчество, и детский сад, и школа. Дальше - институт. Кто там преподаёт? Правильно: профессор. Или доцент. Опять лишь одна форма, но на сей раз мужская. Как будто человек,ь взрослея, постепенно переходит из сферы влияния женщин в сферу влияния мужчин.
09.12.2015 в 11:32

Can't work today, still queer.
Как будто человек,ь взрослея, постепенно переходит из сферы влияния женщин в сферу влияния мужчин.
Очень интересное наблюдение!
Интересно сочетается с культурным образом женщины (одним из образов) как своего рода вечного ребенка, наделенной всеми "детскими" качествами.
09.12.2015 в 17:29

Очень интересное наблюдение!
Интересно сочетается с культурным образом женщины (одним из образов) как своего рода вечного ребенка, наделенной всеми "детскими" качествами.

Не знаю, имеет ли тут значение образ женщины, как "вечного ребёнка", но, насколько я понимаю, мир наш в очень большой степени (а прежде был ещё в большей степени) мужской. Вообще, это - отдельная тема, которую стоит, я думаю, обсудить особо. Был ли наш мир изначально таким мужским? Что происходит в этом плане сейчас?
09.12.2015 в 17:29

Очень интересное наблюдение!
Интересно сочетается с культурным образом женщины (одним из образов) как своего рода вечного ребенка, наделенной всеми "детскими" качествами.

Не знаю, имеет ли тут значение образ женщины, как "вечного ребёнка", но, насколько я понимаю, мир наш в очень большой степени (а прежде был ещё в большей степени) мужской. Вообще, это - отдельная тема, которую стоит, я думаю, обсудить особо. Был ли наш мир изначально таким мужским? Что происходит в этом плане сейчас?
09.12.2015 в 17:36

Очень интересное наблюдение!
Интересно сочетается с культурным образом женщины (одним из образов) как своего рода вечного ребенка, наделенной всеми "детскими" качествами.

Не знаю, имеет ли тут значение образ женщины, как "вечного ребёнка", но, насколько я понимаю, мир наш в очень большой степени (а прежде был ещё в большей степени) мужской. Вообще, это - отдельная тема, которую стоит, я думаю, обсудить особо. Был ли наш мир изначально таким мужским? Что происходит в этом плане сейчас?