многабукаф_1То же, наверное, относится не только к тому, что принято называть «книжками» - то есть к полновесным романам – но и ко всякой другой прозе: повестям, рассказам.
В первую очередь, надо понять, о чем будет Ваша книга. «О чем» - не в смысле главной идеи (известно же и так, что все, что написано на свет – о любви), а в смысле – что выходит на первый план. Эта книга – о герое, и большая часть повествования ведется от его лица? Или эта книга – о глобальном событии (например, о войне)? Или и герои и события являются всего лишь средствами к передаче какой-то мысли? Или, может, настроения?
Если главное в Вашем произведении – главный герой – то с него можно и начать. Такое начало в «Скарамуше» Сабатини: «Он родился на свет с обостренным чувством смешного…..», или в Легенде об Уленшпигеле де Костера («Во Фландрии, в Дамме, когда май уже распускал лепестки на кустах боярышника, у Клааса родился сын Уленшпигель»), или, если уж на то пошло, в Одиссее Капитана Блада: событие там тоже есть, но оно существует как бы фоном, и главный герой совершенно не собирается в нем участвовать. Восстание Монмута – завязка сюжета, не более, а на первом месте – герой, капитан Блад.
Если главного героя, как такового, нет, или, вернее – их много, и ключевым является некое масштабное событие – то можно начать с события, как, например, в Войне и Мире Льва Толстого (я воздержусь от приведения длинной цитаты на французском), где тема войны, пусть и в диалоге, вводится с первой строчки.
У того же Толстого в «Смерти Ивана Ильича» с самого начала рассказывается, собственно, о том, что «- Слышали, Иван Ильич-то умер». Хороший пример начала повести, где в основе сюжета лежит событие, менее масштабное, чем, например, война 12 года.
Если речь идет о некоем поучительном смысле, то в начало можно поставить и мораль. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть груба, глупа, да все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
Если Вы хотите создать просто конкретное ощущение, то можно начать с описания, или с общего изложения событий («Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив ясный путь во мгле долины»). Оно может быть даже достаточно отвлеченным, но соответствовать нужному духу.
Хороший пример для начала произведений в цикле – Волкодавы Семеновой. Если обратить внимание, все книги цикла начинаются с почти одинакового описания леса.
Это, конечно, самый общий взгляд, и предложенные пути решения – самые простые. Например, начало Тихого Дона – одно из лучших встреченных мной начал книг, а оно не соответствует этой схеме вообще. В известном роде, это памятка самой себе, пытающейся решить эту проблему.
@темы:
Размышлизм,
Opus cit.,
sincerely yours,,
The surroundings