Can't work today, still queer.
Ура!..
Счастливо записавшись на спецкурс театрального критика, я получила задание в обязательном порядке посетить несколько спектаклей. Так получилось, что все их я посещаю на этой неделе с 20-го по 23-е включительно.
Сегодня я была на первом спектакле из списка - на Грозе.
Поскольку это еще и домашнее задание на спецкурс, я буду здесь довольно подробно выкладывать свои мысли на тему, а поскольку я больна и мне плохо - сегодня это будет такой тезисный план.
Отчет оОбщее впечатление:
Очень понравилось. Мы сидели не в основном зале, а в каком-то другом, маленьком, с пятью рядами пластмассовых сидений и сценой, почти не отделенной от зрительного зала. В этом же (или в каком-то очень похожем) зале я когда-то смотрела "Бориса Годунова". В постановке использовали настоящую воду и землю, а в моменты "интерлюдий" сверху сбрасывали бумажные самолетики. Один такой прилетел прямо ко мне в руки, и теперь живет у меня.
Декораций было немного, но несмотря на это должное впечатление было создано на все 100%.
Я запоздала вспомнила, что в театр надо ходить с цветами. Надо будет завтра об этом не забыть.
Все актеры играли очень хорошо, как мне показалось. Хочется отдельно отметить, как здорово Качура (который играл Шапкина) выкрутился, когда на сцене начал загораться реквизит. Он быстро все убрал, не вышел из роли и не помешал героям, которые вели в этот момент диалог. Браво! Единственное, что мешает поверить, что "все так и должно было быть" - соображение, что едва ли они планировали поджигать одеяло. Были ли еще в процессе постановки подобные эксцессы - остается только гадать.
"Звуковой фон" спектакля создавался живым пением актеров - это было очень здорово, всегда в кассу, и потом - таким образом музыка гармонично вписывалась в сюжет.
Немного коробит реакция некоторых со-посетивших. Я понимаю, что сколько людей - столько мнений, но как-то глупо считать, что актриса "не была в образе" только потому, что а) она некрасивая, т.к. рыжая и б) режиссерское видение Катерины не соответствует избитому "Лучу света в темном царстве". Эта фраза - еще далеко не истина в последней инстанции, при всем уважении. И вообще спорна.
Режиссер - Генриетта Яновская:
Как-то она приходила к нам в институт, и я даже посидела на этой встрече и послушала умных людей. Впечатление тогда создалось странное - видно, что человек привык к "сценичности", и в обычном диалоге говорит так же, как говорил бы со сцены. Хорошо это, или плохо - решаить не мне. Но в любом случае готова признать и подписаться, что она очень хороший режиссер. Возможно, даже гениальный.
На всь спектакль есть только один персонаж, режиссерское видение которого меня несколько напрягает - это Катерина. Но, с другой стороны, как она не нравилась мне при чтении, так и сейчас вызывает отторжение, так что "в главном" наше восприятие, видимо, все же совпадает.
Мне очень нравится угол зрения, под которым все строго отрицательные у Островского персонажи (ну, разве, кроме Бориса) выглядят нормальными людьми, может, даже более положительными, чем главные герои - Борис и Катерина.
Впрочем, подробнее про каждого - дальше.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - Э. Зиганшина:
Очень тонкое режиссерское видение, блестяще воплощенное исполнителем. "Кабаниха" тут - не злобная стерва, а просто человек старого уклада, постоянно понукающая своих "непутевых" детей исключительно из желания воспитать их порядочными и толковыми с ее точки зрения людьми. Да, она иногда чрезмерно строга, да, у нее бывают "заскоки", но она очень любит своих сына и дочь и по-своему любит и Катерину. Что, кстати, учитывая местную "Катерину", свидетельствует о совершенно незлом по сути своей характере.
Тихон - И. Гордин:
Абсолютный восторг. Он и Марфа Игнатьевна - лучшие персонажи спектакля.
Все помнят, какой Тихон у Островского? Тряпка половая, тьфу, смотреть противно, маменькин сынок. А тут - нет, совсем другое. Это по-своему даже сильный человек, который просто не может спорить со своей матерью - не потому, что тряпка, а потому, что любит ее все-таки. И жену свою любит. Господи, как же он ее любит...
И еще - это человек, которого никто никогда не любил так явно и так полно, как ему хочется, и любая ласка для него - почти мучительна.
Варвара - В. Верберг:
Варвара практически на сто процентов совспала с тем, как ее представляла я. Ну, может, чуточку чуть более шумная. Но игра - выше всяких похвал. Это такая дочь, которая бунтует против порядков родительского дома и, так как ей меньше достается - больше себе позволяет.
Катерина - Ю. Свежакова:
Вот, как я уже говорила, спорный персонаж.
Может, я не во все въехала, но как мне показалось, Катерина в этой постановке - просто "дурочка", в том плане, что немного сумасшедшая. Хлопнутая пыльным мешком. Ибо иначе все эти крики, разговоры о том, что "я умру скоро" и проч. никак не объяснишь. А в последней сцене, перед тем, как утопиться, она вообще как будто пьяная - самая первая и упорная ассоциация. У меня, злобного и гадкого человека, ничего, кроме отвращения, Катерина не вызвала, и даже в тех местах ее монолога, где я при чтении жалела ее, хочется поспорить. Она много кричит, постоянно пребывает в какой-то истерике...
Сыграно, тем не менее, хорошо. Мне не нравится именно герой, а не актерская игра.
Савел Прокофьевич Дикой - В. Сальников:
Похож на короля из "Обыкновенного чуда" - полнотой, голосом, интонациями и общей незлобностью при изрядно самодурстве. За весь спектакль ни разу не повысил голоса, насколько я помню. И вообще не слишком поменял интонацию.
Борис - А. Финягин:
Мразь, как, впрочем, и у Островского. Еще большая тряпка, чем Тихон и с самого начала не вызывает ни сочувствия, ни жалости. Все эти его заикания, рассказы о нелегкой сиротской судьбе, и прочая и прочая - вызывают желание посоветовать ему заняться делом, а не бить баклуши (упреки его дяди, таким образом, вполне справедливы).
Кулигин - И. Ясулович:
Еще один персонаж, довольно сильно отличающийся от того, как я его представляла. Читая Островского, я видела Кулигина как такой островок образованности, пусть и несколько дилетантский, каким-то невероятным случаем заброшенный в это городок. Тут же он - такой местный пьянчужка-философ, по совместительству - механик, глас народа и совести. Он, правда, не пьет во время спектакля, но ощущение не пропадает. Очень пронзительный персонаж, и гениально сыгранный. Один из своих монологов он читает, сидя на самом-самом верху, над сценой, почти под самым потолком - это даже у меня дух захватывает, а как там играть - вообще не представляю.
Феклуша, странница - О. Демидова:
Очень! Именно так, как, по моему представлению, и должны вести себя такие "страннички Божии" - постоянный поток слов, практически на одной интонации, и совершенно особое "настроение" игры.
Ваня Кудряш - А. Тараньжин:
Этакий бандит, нахал, грубиян и хам. Но при этом - обожает Варвару и вообще, по сути своей, неплохой человек. Человек действия, который "болеет" далеко не только за свои интересы.
Шапкин - Н. Качура:
Замечательный такой, стебный-стебный персонаж, однозначно заслуживший приз зрительских симпатий. Очень здорово помогал "разряжать" и оживлять обстановку. Его серьезная функция проявлялась в том, что он пел, создавая "звуковой фон" спектакля.
Глаша - А. Нестерова:
Тоже не отличается от моих представлений. Хорошо, здорово сыгранная прислуга.
Приживал в доме Кабановой - М. Б. Петухов:
Самый трогательный персонаж спектакля. Для тех, кто поймет - он невозможно мипский. Его жалко до слез, хотя его никто и не обижает, в общем-то.
Девушки города Калинова - М. Зубанова, О. Лагутина:
Хорошие персонажи "второго плана", не убавить не добавить.
Люди грозы - Д. Супонин, И. Созыкин:
Это люди, которые изображали грозу, грохоча в железные листы. А в промежутках они играли роль персонажей второго плана, в том числе - безумной барыни. Очень, очень хорошо. "Красота вон куда ведет - прямо в омут!".
Интерлюдии:
Отдельно хочется отметить инетрлюдии, которых, естественно, не было в тексте Островского - куски какого-то абсурдного шумства, дважды прорвавшиеся на сцену. Очень помогают, ИМХО, в создании атмосферы спектакля.
Счастливо записавшись на спецкурс театрального критика, я получила задание в обязательном порядке посетить несколько спектаклей. Так получилось, что все их я посещаю на этой неделе с 20-го по 23-е включительно.
Сегодня я была на первом спектакле из списка - на Грозе.
Поскольку это еще и домашнее задание на спецкурс, я буду здесь довольно подробно выкладывать свои мысли на тему, а поскольку я больна и мне плохо - сегодня это будет такой тезисный план.
Отчет оОбщее впечатление:
Очень понравилось. Мы сидели не в основном зале, а в каком-то другом, маленьком, с пятью рядами пластмассовых сидений и сценой, почти не отделенной от зрительного зала. В этом же (или в каком-то очень похожем) зале я когда-то смотрела "Бориса Годунова". В постановке использовали настоящую воду и землю, а в моменты "интерлюдий" сверху сбрасывали бумажные самолетики. Один такой прилетел прямо ко мне в руки, и теперь живет у меня.
Декораций было немного, но несмотря на это должное впечатление было создано на все 100%.
Я запоздала вспомнила, что в театр надо ходить с цветами. Надо будет завтра об этом не забыть.
Все актеры играли очень хорошо, как мне показалось. Хочется отдельно отметить, как здорово Качура (который играл Шапкина) выкрутился, когда на сцене начал загораться реквизит. Он быстро все убрал, не вышел из роли и не помешал героям, которые вели в этот момент диалог. Браво! Единственное, что мешает поверить, что "все так и должно было быть" - соображение, что едва ли они планировали поджигать одеяло. Были ли еще в процессе постановки подобные эксцессы - остается только гадать.
"Звуковой фон" спектакля создавался живым пением актеров - это было очень здорово, всегда в кассу, и потом - таким образом музыка гармонично вписывалась в сюжет.
Немного коробит реакция некоторых со-посетивших. Я понимаю, что сколько людей - столько мнений, но как-то глупо считать, что актриса "не была в образе" только потому, что а) она некрасивая, т.к. рыжая и б) режиссерское видение Катерины не соответствует избитому "Лучу света в темном царстве". Эта фраза - еще далеко не истина в последней инстанции, при всем уважении. И вообще спорна.
Режиссер - Генриетта Яновская:
Как-то она приходила к нам в институт, и я даже посидела на этой встрече и послушала умных людей. Впечатление тогда создалось странное - видно, что человек привык к "сценичности", и в обычном диалоге говорит так же, как говорил бы со сцены. Хорошо это, или плохо - решаить не мне. Но в любом случае готова признать и подписаться, что она очень хороший режиссер. Возможно, даже гениальный.
На всь спектакль есть только один персонаж, режиссерское видение которого меня несколько напрягает - это Катерина. Но, с другой стороны, как она не нравилась мне при чтении, так и сейчас вызывает отторжение, так что "в главном" наше восприятие, видимо, все же совпадает.
Мне очень нравится угол зрения, под которым все строго отрицательные у Островского персонажи (ну, разве, кроме Бориса) выглядят нормальными людьми, может, даже более положительными, чем главные герои - Борис и Катерина.
Впрочем, подробнее про каждого - дальше.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - Э. Зиганшина:
Очень тонкое режиссерское видение, блестяще воплощенное исполнителем. "Кабаниха" тут - не злобная стерва, а просто человек старого уклада, постоянно понукающая своих "непутевых" детей исключительно из желания воспитать их порядочными и толковыми с ее точки зрения людьми. Да, она иногда чрезмерно строга, да, у нее бывают "заскоки", но она очень любит своих сына и дочь и по-своему любит и Катерину. Что, кстати, учитывая местную "Катерину", свидетельствует о совершенно незлом по сути своей характере.
Тихон - И. Гордин:
Абсолютный восторг. Он и Марфа Игнатьевна - лучшие персонажи спектакля.
Все помнят, какой Тихон у Островского? Тряпка половая, тьфу, смотреть противно, маменькин сынок. А тут - нет, совсем другое. Это по-своему даже сильный человек, который просто не может спорить со своей матерью - не потому, что тряпка, а потому, что любит ее все-таки. И жену свою любит. Господи, как же он ее любит...
И еще - это человек, которого никто никогда не любил так явно и так полно, как ему хочется, и любая ласка для него - почти мучительна.
Варвара - В. Верберг:
Варвара практически на сто процентов совспала с тем, как ее представляла я. Ну, может, чуточку чуть более шумная. Но игра - выше всяких похвал. Это такая дочь, которая бунтует против порядков родительского дома и, так как ей меньше достается - больше себе позволяет.
Катерина - Ю. Свежакова:
Вот, как я уже говорила, спорный персонаж.
Может, я не во все въехала, но как мне показалось, Катерина в этой постановке - просто "дурочка", в том плане, что немного сумасшедшая. Хлопнутая пыльным мешком. Ибо иначе все эти крики, разговоры о том, что "я умру скоро" и проч. никак не объяснишь. А в последней сцене, перед тем, как утопиться, она вообще как будто пьяная - самая первая и упорная ассоциация. У меня, злобного и гадкого человека, ничего, кроме отвращения, Катерина не вызвала, и даже в тех местах ее монолога, где я при чтении жалела ее, хочется поспорить. Она много кричит, постоянно пребывает в какой-то истерике...
Сыграно, тем не менее, хорошо. Мне не нравится именно герой, а не актерская игра.
Савел Прокофьевич Дикой - В. Сальников:
Похож на короля из "Обыкновенного чуда" - полнотой, голосом, интонациями и общей незлобностью при изрядно самодурстве. За весь спектакль ни разу не повысил голоса, насколько я помню. И вообще не слишком поменял интонацию.
Борис - А. Финягин:
Мразь, как, впрочем, и у Островского. Еще большая тряпка, чем Тихон и с самого начала не вызывает ни сочувствия, ни жалости. Все эти его заикания, рассказы о нелегкой сиротской судьбе, и прочая и прочая - вызывают желание посоветовать ему заняться делом, а не бить баклуши (упреки его дяди, таким образом, вполне справедливы).
Кулигин - И. Ясулович:
Еще один персонаж, довольно сильно отличающийся от того, как я его представляла. Читая Островского, я видела Кулигина как такой островок образованности, пусть и несколько дилетантский, каким-то невероятным случаем заброшенный в это городок. Тут же он - такой местный пьянчужка-философ, по совместительству - механик, глас народа и совести. Он, правда, не пьет во время спектакля, но ощущение не пропадает. Очень пронзительный персонаж, и гениально сыгранный. Один из своих монологов он читает, сидя на самом-самом верху, над сценой, почти под самым потолком - это даже у меня дух захватывает, а как там играть - вообще не представляю.
Феклуша, странница - О. Демидова:
Очень! Именно так, как, по моему представлению, и должны вести себя такие "страннички Божии" - постоянный поток слов, практически на одной интонации, и совершенно особое "настроение" игры.
Ваня Кудряш - А. Тараньжин:
Этакий бандит, нахал, грубиян и хам. Но при этом - обожает Варвару и вообще, по сути своей, неплохой человек. Человек действия, который "болеет" далеко не только за свои интересы.
Шапкин - Н. Качура:
Замечательный такой, стебный-стебный персонаж, однозначно заслуживший приз зрительских симпатий. Очень здорово помогал "разряжать" и оживлять обстановку. Его серьезная функция проявлялась в том, что он пел, создавая "звуковой фон" спектакля.
Глаша - А. Нестерова:
Тоже не отличается от моих представлений. Хорошо, здорово сыгранная прислуга.
Приживал в доме Кабановой - М. Б. Петухов:
Самый трогательный персонаж спектакля. Для тех, кто поймет - он невозможно мипский. Его жалко до слез, хотя его никто и не обижает, в общем-то.
Девушки города Калинова - М. Зубанова, О. Лагутина:
Хорошие персонажи "второго плана", не убавить не добавить.
Люди грозы - Д. Супонин, И. Созыкин:
Это люди, которые изображали грозу, грохоча в железные листы. А в промежутках они играли роль персонажей второго плана, в том числе - безумной барыни. Очень, очень хорошо. "Красота вон куда ведет - прямо в омут!".
Интерлюдии:
Отдельно хочется отметить инетрлюдии, которых, естественно, не было в тексте Островского - куски какого-то абсурдного шумства, дважды прорвавшиеся на сцену. Очень помогают, ИМХО, в создании атмосферы спектакля.
@темы: Размышлизм, The surroundings, sed Vitae discimus