Can't work today, still queer.
Все на одну тему.
Путем завораживающего покликивания наткнулась на дневнике Алайни на перепост этой статьи. Вкратце - речь там идет об эксперименте, проведенном исследовательницей Кэрол Двек. Она давала пятиклассникам решать математические задачи, а потом хвалила их - одну группу за то, как много они впахивали над этими задачками, а других - за то, какие у них способности к математике. По результатам выяснилось, что дети, которых хвалили за пахоту, а) были склонны выбирать более сложные задания и б) несмотря на дальнейшие факапы сохраняли уверенность в себе.
С какого-то момента я твердо уверилась, что способности у меня есть разве что к языкам, а так в общем я человек ни в чем не талантливый, так что я всегда была из лагеря "впахивателей". Мне были приятнее похвалы в духе "молодец, ты пахала, как лошадь и не спала ночей, вот, получилась хорошая работа", чем "ой, как тебе все легко удается!" (я всегда была в духе, какое легко?! Я пахала как лошадь и не спала ночей!). Поэтому, понятное дело, эта заметка сильно почесала мне чсв.
Однако ко всему, что почесывает мне чсв, я стараюсь относиться скептически, так что я полезла проверять, что это за Двек такая. Результаты оказались не слишком утешительными, так как эта Двек - авторка книги Новая психология успеха, да и статья на сайте "лайфхакер" тоже наводит на печальные мысли (почему-то мне кажется, что лайфхакер - это прикольно, но серьезному научному исследованию там делать нечего). Но в той же статье написано, что Двек - психолог из Стэнфордского университета, что звучит солидно.
А в статье в Нью-Йоркере (вот ее пересказ на русском языке) я нашла несколько ссылок на ее научные статьи, которые я постаралась найти для вас в свободном доступе (если будет интересно).
Implicit Theories of Intelligence Predict Achievement Across an Adolescent Transition: A Longitudinal Study and an Intervention
Praise for intelligence can undermine children's motivation and performance.
А вот статья, на которую была ссылка в том же Нью-Йоркере, но не за авторством Двек:
Role of test motivation in intelligence testing
Путем завораживающего покликивания наткнулась на дневнике Алайни на перепост этой статьи. Вкратце - речь там идет об эксперименте, проведенном исследовательницей Кэрол Двек. Она давала пятиклассникам решать математические задачи, а потом хвалила их - одну группу за то, как много они впахивали над этими задачками, а других - за то, какие у них способности к математике. По результатам выяснилось, что дети, которых хвалили за пахоту, а) были склонны выбирать более сложные задания и б) несмотря на дальнейшие факапы сохраняли уверенность в себе.
С какого-то момента я твердо уверилась, что способности у меня есть разве что к языкам, а так в общем я человек ни в чем не талантливый, так что я всегда была из лагеря "впахивателей". Мне были приятнее похвалы в духе "молодец, ты пахала, как лошадь и не спала ночей, вот, получилась хорошая работа", чем "ой, как тебе все легко удается!" (я всегда была в духе, какое легко?! Я пахала как лошадь и не спала ночей!). Поэтому, понятное дело, эта заметка сильно почесала мне чсв.
Однако ко всему, что почесывает мне чсв, я стараюсь относиться скептически, так что я полезла проверять, что это за Двек такая. Результаты оказались не слишком утешительными, так как эта Двек - авторка книги Новая психология успеха, да и статья на сайте "лайфхакер" тоже наводит на печальные мысли (почему-то мне кажется, что лайфхакер - это прикольно, но серьезному научному исследованию там делать нечего). Но в той же статье написано, что Двек - психолог из Стэнфордского университета, что звучит солидно.
А в статье в Нью-Йоркере (вот ее пересказ на русском языке) я нашла несколько ссылок на ее научные статьи, которые я постаралась найти для вас в свободном доступе (если будет интересно).
Implicit Theories of Intelligence Predict Achievement Across an Adolescent Transition: A Longitudinal Study and an Intervention
Praise for intelligence can undermine children's motivation and performance.
А вот статья, на которую была ссылка в том же Нью-Йоркере, но не за авторством Двек:
Role of test motivation in intelligence testing
Кроме того, что именно пошло в ход(таланты, склонности, усилия, etc) есть ещё и сам факт, что получилось.
По тому что не заслуженный же.)) Не твой. Результат, может, и есть, но ты-то тут причем, ты же не старался!))
А кто говорил, что "не вышло" = "ты убогий тупица" - хорошо?
А кто говорил, что "не вышло" = "ты убогий тупица" - хорошо?
Никто не говорит, что хорошо. Просто (ИМХО) подход Вышло = много пахал, как бы подразумевает, что не вышло = мало\недостаточно пахал.
А значит, подход Вышло = у тебя талант в этой области подразумевает (аналогично), что не вышло = ты в этой области полный бездарь и ваще ничего никогда уже не добьешься (таланта-то нет).
Вот мне первый подход, хотя он и чреват описанными перегибами, симпатичнее, чем второй.
Даже если ты сам прекрасно знал, что ничего "такого" не сделал? Ну правда очень мало усилий приложил. Оказался в нужном месте в нужной роли, всё такое.
Не, и я не считаю, что надо оценивать мистический "талант".
Может быть, выбранный метод? "Хорошо/правильно делаешь" когда получается, и, соответственно, что-то неправильно понимаешь про задачу(например решил, что она берется с наскока, когда надо посидеть-повысчитывать аккуратно, да-да), если не получается.
Это, конечно, если ограничиваться только оценкой действующего. Сделаем пока вид, что все помянутые задачи правда есть смысл решать.
А, вот вы о чем! Прошу прощения, я как-то автоматически поместила оценщика в позицию внешнего наблюдателя.
Так - да, конечно. Если внезапно результат, а ты не пахал - чувствуешь себя неловко, как будто ты смошенничал. И тогда считается ли результат - зависит от того, что за результат.
Может быть, выбранный метод?
Но выбор метода разве не тоже задача? Которую можно решить, проработав варианты, или по наитию.
Вот. Что лишает очень немалого пласта возможностей, причем самого "дешевого" в энергетическом аспекте. Бррр.
Но выбор метода разве не тоже задача? Которую можно решить, проработав варианты, или по наитию.
Сосредоточение внимания/сил/стараний на предмете - тоже задача, хе.)) Особенно когда этому только учишься.
Бывает по-разному. Если взять, например, учебу:
а) Ты не пахал, а результат есть, потому что ты пахал раньше и оно окупилось (например, не учил билеты к экзамену, потому что посетил все лекции)
б) Ты не пахал, а результат есть, но оно есть у всей группы - значит, просто задание было легкое, на которого хватило твоего ресурса, без доп. пахоты
в) Ты мало пахал, но результат высок (напр. выучил лишь часть билетов, и попался тот, который знаешь - у меня так было) - ну, сколько-то же ты пахал!
г) Ты не пахал, а результат есть, причем совершенно незаслуженный - видимо, ты как-то так удачно впахал сииильно раньше, узнав некую инфу еще тогда, которая пригодилась сейчас
д) Ты не пахал, а по чистой удаче результат есть и больший, чем у тех, кто пахал - чувствуешь себя обманщиком и мошенником - да, это лишает ресурса, но избежать этой ситуации легко - надо просто всегда пахать
Но за что тогда хвалить ребенка? "Молодец, задача оказалась решена"?
Допустим, нужный вам для проекта профессионал образовался из-за того, что ты три недели назад пьянствовал в неформальской тусе, к которой подошел на улице. Или не пьянствовал, но всяко - развлекался. А человек и профессионал - зазнакомлен и есть.))
Допустим, ты "фонишь" дисциплиной. Ты просто находишься в комнате, мешаешь чай ложечкой - а твоя команда вокруг тебя говорит о деле, практически не соскальзывая в то, кто как провел лето, хотя им всем это очень свойственно.
И тэ пэ.))
Это не везение, ну или не совсем оно. Это можно было бы назвать "талантом", но понятие и правда дурацкое и вредное, и подходит сюда условно. Это использование тех возможностей, которые есть. Магия.))
Не всякий результат не всегда получается именно так, но. Это - твой результат. Потому что без тебя его не было. А по логике старания - не твой, потому что где там старание-то, пьянствовать надо больше, или пить больше чая?
Да! Только не "оказалась", а "ты решил". Без акцента на том, "чем" она, собственно, решалась. Ты достиг своего результата. Круто. Эффективно.
=_= Я не согласен пахать за право авторизовывать результат! За результат - готов. За право считать его своим и заслуженным - нет. Это как минимум нелогично. Получается, что результат, полученный большими усилиями, ценнее и правильнее, чем результат, полученный меньшими усилиями. Тогда как оно, как бы, наоборот.
Ты просто находишься в комнате, мешаешь чай ложечкой - а твоя команда вокруг тебя говорит о деле, практически не соскальзывая в то, кто как провел лето, хотя им всем это очень свойственно.
В "фонение" я не верю. Если твоя команда при тебе стесняется обсуждать фигню, а говорит о деле - вероятно, у тебя есть авторитет, который ты раньше наработал = впахивал раньше, сейчас уже можно не пахать.
Так что во втором случае - результат, вероятно, твой. А в первом (удачное знакомство) - нет, не твой, просто удача.
Да! Только не "оказалась", а "ты решил".
Звучит хорошо
Получается, что результат, полученный большими усилиями, ценнее и правильнее, чем результат, полученный меньшими усилиями.
Нет, если это результат, а не чистая удача.
Тут все сложно же. Положим, меня неожиданно спросили на уроке, и я, хотя не учил ничего к этому уроку, а пинал балду, внезапно знал ответ. Если я его знал - то это мой результат, полностью заслуженный. Я сейчас это знал => когда-то это выучил. Если же я нифига не знал, а мне подсказал товарищ - результат вообще его. А если я не знал, а удачно глянул в книгу - то это везение, а не результат, т.к. знания-то нет, я не знаю, я только в книгу глянул.
На самом деле это все рассуждения человека неталантливого (меня). Соотв., я свою систему ценностей выстраиваю со знанием, что таланта у меня нет. Есть способности к языкам, которые позволяют мне учить языки легче. Пахать надо все равно, впрочем, но я знаю, что не вся часть этих заслуг - моя. Потому что способности - это вроде как удача, они есть или нет - от тебя не зависит. Но я молодец, что не забила на эти способности, а учу языки, развивая способности и применяя к делу.
Турмалин у себя в дневнике (в дискуссии на ту же тему) хорошо написала: талант (или удача) от тебя не зависят вообще. Поэтому результат твой (и можно и нужно им пользоваться), но хвалить тут не за что - это как хвалить человека за то, что у него глаза серые или зеленые.
Насколько ты этим пользуешься.
Как это сказывается на твоём мнении о себе.
Позиция "если не заслужил, то и гордиться нечем" означает, что надо делать выбор: либо не пользоваться возможностями, которые сами идут в руки, либо себя за это неуважать. Потому что как бы "не за что". То есть, повторюсь, ценность результата начинает зависеть от прикладываемых усилий.
А кому хуже от того, что человек гордится результатом, в который он сил не вкладывал? Да, удача. Но если это "адресная" удача, если это с его приходом всё начинает "само" получаться, если это он - тот, с кем случается удача, то круто же.^^ Это - путь достижения своих целей. Не хуже(и не лучше))), чем стараться, особенно если не считать его _единственно_ возможным и правильным.
Главное, чтобы человека при этом не заставало врасплох то, что ВНЕЗАПНО само не получается, но ровно так же ВНЕЗАПНО может оказаться, что никаких усилий не достаточно, или что правильное/эффективное решение искать бесполезно потому что его в этой ситуации нет.
То есть хвалить тут не "за что", а "зачем". Не "по тому что ЗАСЛУЖИЛ", а "для того, чтобы ресурс зря не просаживал".
Плюс к тому, это всё-таки спорный вопрос - зависит ли от тебя то, что имеют свойство называть "удачей". Допустим, познакомился с профессионалом ты по сумме интуиции - такой человек, как ты, скорее выцепит из толпы человека интересного, а такие часто ещё и профессионалы. Я это зову "быть тем, с кем случается", в данном случае хорошее и нужное. Так же, как пресловутая виктимность привлекает всяких нехороших лиц.))
И я знаю, что вот это "быть тем" - изменяемо сознательной работой. И "несознательной" жизнью туда, куда хочется житься - тоже, бггг.)
Сам ещё не до конца вышел из вилки, что-де либо я достигаю результата вышеописанной бытовой магией, либо я претендую на самоуважение за результат и убиваю кучу сил с куда меньшими результатами, большими расстройствами и огребая обиду на то, что мне мир эти расстройства не компенсирует. =_=
Меня вот этот момент смущает (несколько отвлекаясь от основной темы, наверное). Идея, что есть "просто" удача предполагает, что некоторые вещи от тебя не зависят, а просто так случаются. И, как не зависят от тебя некоторые хорошие вещи, так не зависят от тебя некоторые плохие тоже. А если "быть тем, с кем случается" - результат сознательного усилия, то можно договориться в итоге до того, что и "быть тем, с кем случается фигня" - тоже результат сознательного усилия, а это - прямой перевод стрелок с агрессора (или обстоятельств) на жертву. Апогеем такого взгляда было высказывание одной моей знакомой, что больные раком сами виноваты - значит у них есть какие-то неразруленные конфликты с собой, какие-то баги в мировоззрении, что привело к раку. Кошмар и ужас, протекающий из идеи полной ответственности человека за происходящее вокруг.
Или я опять не так поняла изначальный посыл?
Нет, человек, который сейчас не умеет решать, в какую сторону ему меняться чтобы с ним не случалась фигня, не виноват в том, что он этого не делает. Даже если он об этом слышит оттуда, оттуда и оттуда, но обучен скептически к этому относиться. При том, что потенциально такое направление изменения себя - существует. И является, на минуточку, _направлением изменения себя_. Да, это может быть развитием. Но как и со всеми возможностями - каждый конкретный выбор отметает кучу других возможных выборов, а "абсолютно наилучшего" не бывает.))
Некоторым тупо легче и удобнее вообще не играть в эту самую бытовую магию, а принять эту область мира за неуправляемую и смириться/компенсировать. Потому что освоение и настройка на это - работа(даже если не приходится преодолевать контр-дискурсы в своей голове), а использование - способ видения мира, у которого тоже есть свои "слепые зоны". Так же, как не всем надо уметь работать "творческие профессии", и не всем надо уметь ставить себе привычки, даже формальная логика нужна не всем
, а жаль.))В некой абсолютной перспективе, конечно, было бы неплохо овладеть всем, и вон тем, и вот этим, и видеть мир попеременно и совместно всеми возможными способами, но это таки абсолют.))
В некой абсолютной перспективе, конечно, было бы неплохо овладеть всем, и вон тем, и вот этим, и видеть мир попеременно и совместно всеми возможными способами, но это таки абсолют.))
Пожалуй ) Но, боюсь, как любой идеал, это - недостижимо практически.
По-моему, с регулированием фигни от мира - так же, как с социальной приспособляемостью. Если тебе легко не вызывать вокруг себя конфликты и улаживать те, что сами зарождаются - круто и здорово. Если не легко, но освояемо - тоже полезный навык. Если тебе неудобно, что на тебя слишком часто обижаются - ты в потенциале можешь это исправить. Но это если тебе неудобно, и если ты хочешь тратить силы на исправление, и если ты это в принципе можешь освоить по сочетанию сил, времени и способностей... А главное, ты вообще не обязан этим заморачиваться, потому что с той стороны тоже взрослый человек, и ты не обязан отвечать ещё и за него. Или взрослый мир.)) Им полезно, когда они сами за себя отвечают - и мирам, и человекам.))