понедельник, 07 апреля 2014
После выхода Brave, Tangled и Frozen начинаешь думать, что Disney объявил своего рода крестовый поход против bad parenting. Потому что, правда - большая часть событий, произошедших в мультиках, не случилась бы, если бы родители главных героинь вели себя чуть более адекватно. То есть мультики направлены не только на детей, но и на родителей - типа, вот как вы выглядите со стороны, когда делаете эту фигню.
BraveКоролева Элинор из Brave - наиболее мягкая версия. Во-первых, какой бы вонзальной она не была, реакция Мериды настолько неадекватна ситуации, что симпатизировать ей получается не очень. Как бы твоя мама не старалась подчинить всю твою жизнь своим представлениям о норме, травить ее проклятым пирожком, полученным неизвестно откуда, наверное, не стоит. Тем не менее, bad parenting #1: я, с высоты своего возраста и опыта, знаю, какой должна быть моя дочь, она не имеет права на свои интересы и воззрения, отличные от моих, и даже если сейчас они и есть, она обязана пожертвовать ими, чтобы соответствовать норме, которую я считаю правильной. Кроме того, королева Элинор проталкивает хардкорные гендерные стереотипы - но, учитывая, что действие происходит в средневековой Шотландии (условно), это можно простить. Тем не менее, сцена, когда она сжигает Меридин лук, душераздирающая. И, да, конечно, она сделала это все в эмоциональном порыве, но она не стала бы делать именно это, если бы и в спокойном состоянии этот лук - то есть индивидуальные и не такие, "как надо" интересы дочери - ее не бесил.
TangledМатушка Готель, пожалуй, наиболее хардкорная по своим проявлениям. В том числе еще потому, что из-за закадрового голоса Флинна она получается таким практически брехтовским персонажем - мы хорошо знаем ее мотивации, и понимаем, что все ее слова - часть сложной продуманной манипуляции, призванной навсегда оставить Рапунцель под ее контролем - чтобы, конечно, использовать ее волшебные волосы для поддержания вечно молодости. Однако и без всякой закадровой составляющей - представим, что она правда мама Рапунцель - она совершенно ужасная и, к сожалению, совершенно настоящая. Я видела мам, которые, вовсе не будучи злыми колдуньями, говорили все эти вещи - все вместе, или какие-то конкретные из подборки "Mother knows best" - и не раз слышала от знакомых, что они слышали что-то из этой "коллекции". Вот тут Ади достаточно полно пишет про то, какие претензии можно предъявить к поведению Рапунцель в отношениях родитель-ребенок, но для меня матушка Готель все равно остается одним из самых hateable злодеев Диснея, в том числе и из-за ее bad parenting. Поведение Рапунцель - одна вещь, но все это "ты глупенькая, несамостоятельная, любить тебя не за что никому, кроме мамочки, и без мамочки ты пропадешь, и да, конечно, веди себя как хочешь, я ведь всего-то навсего рожала тебя в муках, воспитывала, не спала ночей...", которое делается "от любви"... в общем, вы меня поняли.
FrozenЭтим чувакам в фильме уделено так мало внимания, что даже гифок про них почти нет, так что тут будет картинка. Тем не менее, они принесли своим детям больше вреда, чем даже матушка Готель.
Действительно, что надо делать, обнаружив у своей восьмилетней дочери редкий талант, который, в случае, если она будет бояться, потенциально опасен? Запереть ее в комнате, выгнать из замка всех слуг, закрыть все окна, и каждый божий день повторять ей, что любые ее эмоции и переживания - плохи и во вред, "being upset will only make it worse", пока вы не запугаете ее настолько, что она уже и сама не захочет покидать своего замка. Искать способы научить ребенка? А зачем? Janosh Falk писал про то, что это хороший пример воспитания, где человеку внушают, что его эмоции вредят окружающим, и поэтому их показывать нельзя. Я вижу в этом другую - весьма популярную в интернете - аналогию с гомосексуальностью ребенка. Впрочем, гомосексуальность - это в данном случае подвид инаковости. Если ваш ребенок гей - никогда не позволяйте ему ни с кем общаться, и внушите, что быть им - стыдно и плохо. Да, возможно, он выработает себе кучу неврозов и сойдет с ума, зато никто никогда не узнает о вашем позоре.
И, конечно, все это делается от любви и заботы о ребенке... что, кстати, даже не проговаривается. Если Меридина мама явно любит ее, и даже Готель хотя бы декларирует, что "I'm just saying, 'cause I love you", то родители Анны и Эльзы ни разу даже не говорят, что любят своих детей. Король говорит "Что ты наделала!", "Нет! Она научится это контролировать! А до тех пор мы закроем ворота и выгоним всех слуг", "The gloves will help, conceal, don't feel, don't let it show", "Getting upset will only make it worse" и "You will do fine, Elsa", причем последнее говорится таким тоном, что я вижу там домашнее насилие (типа, и попробуй только не быть just fine"). Мама, вроде бы, не говорит вообще ничего.
Это первый момент. Ладно, положим, они действительно считают, что Эльза опасна, и проще всего изолировать ее от окружающих (хотя вот Алиса справедливо заметила, что, раз перчатки не пропускают ее холод наружу, почему бы сестрам не продолжать играть, просто Эльзе носить перчатки?..). Но зачем запирать ворота замка? Это решение я не могу объяснить вообще ничем, чем только ханжеским стыдом от того, что ваш ребенок не такой, и ваша семья не соответствует идеальной картинке. Мало того, что они заперли в комнате старшую дочь - они заперли младшую дочь в абсолютно пустом замке, без возможности социализироваться, играть с другими детьми, видеть окружающий мир. Судя по тому, что в свои 18 Анна вообще не знает, как себя вести (она же принцесса, но о дворцовом этикете у нее очень зыбкие представления), с ней родители, видимо, не занимались вообще, что мы и видим в песне "Do you wanna build a snowman". Ваш гомосексуальный ребенок все равно заслуживает вашей любви и приятия, но даже если вы убогие гомофобы - чем виноват ваш второй, "нормальный" ребенок?
Но вместо этого мы запрем двух детей в замке на, примерно, тринадцать лет, не позволяя им общаться даже друг с другом, а потом удивляемся тому, что получилось. HAAAAATE!
![изображение](http://media.giphy.com/media/JY9PRupjPQnSw/giphy.gif)
Про Frozen получилось чуть не в два раза больше, чем про остальные два мультика вместе, но
@темы:
Размышлизм,
Картинки,
!,
sincerely yours,,
Elsa
В общем, для меня поведение родителей Эльзы 100% верибельно. Они же Из Лучших Побуждений. Conceal it, don't feel it вообще лекарство от всего %(
Дисней и раньше не отличался семейными ценностями. Посмотрите, все не животные семьи у них какие-то ущербные, без любви.
И даже в мелких эпизодах этот негатив прослеживается. Бель запрыгивает на тележку, воспевает какую-то песню с одухотворённым видом, а под ней стоят двое - примерзкая семейная пара, которые плюются и собачатся (женщина ещё и свинюшек держит как детей). Что воспевается этим эпизодом?
Взрослые семейные пары счастливыми у них не бывают.
Есть исключения. Семья в "принцессе-лягушке" и семья в "храбрая сердцем". Но там свои заморочки.
(на самом деле я люблю дисней)Ну и кроме всего прочего - это все же дочь правителя. А у последних есть определенный долг перед теми, кем они правят, как мне кажется. И по моему мама Мериды как раз к этому и пытается призывать, что смотрится очень трудным, так как папа как раз считает что все отлично и нормально. Вообще в истории я НЕ припоминаю, чтобы у детей правителя был особый выбор в том за кого, как и когда. Срок подходит - пора. Королева там смотрится единственным, здравомыслящим звеном среди оголтелых, рыжих варваров если честно.
Вообще в плане проявления чувств правящие особы кажется НЕ очень вольны их выражать, так как слишком к ним пристальное внимание приковано. Умер родственник - чинные похороны, энное время траура, но и все это время - править-править-править.. НЕкогда сопли на кулак мотать, даже если это большое для тебя личное горе.
Что-то я увлеклась.. куда-то НЕ туда.
Санни, долг королевского ребенка да, но в указанных мультиках полностью под него попадает только Мерида.
Готель и не собиралась воспитывать Рапунцель как принцессу, даже наоборот.
Какой королевой должна была вырасти Эльза, если ей трудно три часа пробыть в человеческом обществе, не сорвавшись? Когда родители девочек погибли, Эльзе было 18, и она уже, как наследница, была самой главной в замке. Она могла бы изменить сложившуюся ситуацию, открыть ворота, ит.д. Но к этому моменту ее невроз и ненависть к себе были настолько глубокими, что она уже сознательно решила оставить все так как есть. Клевая королева (хотя я обожаю Эльзу). Анна более живая, и наоборот хочет общаться, и это прекрасно - но никто и никогда не занимался ее воспитанием. Она не знает, как должен вести себя ребенок королевских кровей, не умеет, как вот ты пишешь, сдерживать свои чувства, короче, полный фейл. Так что мотивации Готель и родителей Рапунцель не имели, мне кажется, ничего общего с мыслью, что им надо из своих детей вырастить хороших правительниц.
Впрочем, Горбун из Нотр-Дам вообще очень сложный мультик, ИМХО, там практически все очень многослойное.
Brave - история о достижении понимания, в первую очередь, а не "ты прав только потому что у тебя есть МЕЧТА".
Мне очень жаль маму Мериды, особенно в сцене с луком, когда она в ужасе пытается вытащить его из камина обратно,
потому что я сразу думаю о своей маме. Это очень... человечная сцена. Сильная.От матушки Готель кровь стынет в жилах, что верно, то верно. Но настоящую мать Рапунцель не показывают никак, и это немного не честно, на мой взгляд.
А об родителей из Frozen много копий сломано, даа. И, что интересно, ни одна из сестёр не оценивает их поступок. Разве что Эльза в своей песне вспоминает.
Да, согласна. В основном именно про нее и отвечала.
[Как диснеевские девочки перестают быть сосредоточением добродетелей, так и их мамы-папы перестают быть перстом указующим и становятся людьми, со всеми плюсами и минусами.
а с другой стороны эти мультики всё меньше нравяться маленьким детям - тем кому они по идеи должны предназначаться.
Откуда такая информация? 0____о
Не знаю, у меня знакомых маленьких детей нет, так что не могу исследование провести.)
При этом, что интересно, когда смотришь "Горбуна...", то четко понимаешь, что Фролло делает, но ассоциации с настоящими родителями он не вызывает. А вот в речи матушки Готель очень многие слышат слова собственных мам. Очень грамотно написанный текст. Нет-нет да и содрогнешься, припомнив детство.
А какие тогда мультики нравятся детям у вас в саду?
И, что интересно, ни одна из сестёр не оценивает их поступок
Роль родителей во Frozen вообще какая-то ужасно невнятная. Типа появились, сделали пакость, и померли, успев перед эти основательно накрутить своим детям мозги. Возможно, девушки не оценивают свое детство отчасти именно поэтому.
С другой стороны - Анна была очень маленькой, когда все происзошло. Несчастный случай, с которого все началось, она не помнит. Инициатором их отдаления она считает Эльзу (And then she just... shut me out!), а почему закрыт замок, видимо, ей не приходило в голову, так как замок был закрыт практически всю ее сознательную жизнь. Даже в воспоминаниях она помнит, как они с Эльзой были близки, но не помнит, что в замке когда-то было много народу, и можно было пойти погулять. Ну и вообще, Анна - не самый рефлексирующий персонаж.
Эльза же постоянно возвращается к образу своих родителей, особенно отца, читать дальше , но у нее слишком сильно интернализированное
гомофобияселф-хейтерство. Она, в отличие от Анны, отлично знает, почему им с сестрой нельзя общаться, и почему закрыли замок, и очень долго, практически до самого конца фильма, винит во всем произошедшем себя. Решение родителей, таким образом, и должно ей казаться правильным и логичным. Часть ее - что-то постыдное (make one wrong move - and everyone will know), опасное (just stay away - and you'll be safe from me), и контролировать это она не может (what can you do to stop this winter? To stop me?). Запихать ее в комнату - лучший выход.Более того, фейл с Анной (а вот ее изоляция - фейл, но обоснованный скорее сюжетной необходимостью - этаким мастерским произволом) я вижу несколько иначе: она ведь не полностью изолирована и не умеет общаться с людьми. Ее определенно обучают - танцует ведь она и стоит на коронации рядом с сестрой. А после открытия ворот - просто такой первый восторг.
А в Brave Мерида мне показалась настолько мерзкой, что никакие родительские ошибки и рядом не стояли (как ни вспомню - неодолимо хочется еще раз плюнуть в Brave). Разве что те, из-за которых дети, когда речь идет о спасении жизни их матери, торгуются за десерт - но это был как бы милый комичный момент... . Тут суть была не столько в том, что мать пыталась запихать ее в корсет, а она желала скакать по лесам, а в том, что требовалось выйти замуж, за кого скажут, чтобы не было войны. Есть подозрение, что ее мать в свое время выдали за рыжего варвара примерно таким же способом, а уж там ей пришлось работать с тем, что дано. Во второй Мулан, где героиня идет выходить за нелюбимого, потому что долг перед страной, оно смотрится сильно лучше.
тролли только застращали
Тролли вообще враги какие-то
А на счет Brave, Мерида, и правда, огого
И я все-таки стою на позиции, что, хотя события мультика происходят в другую эпоху и в другой культуре, смотрит их современный
американскийзритель, так что помимо культурной и исторической аутентичности, должно учитываться и то, как это смотрится с позиций нашей современной культуры.Адино, как не трудно догадаться, любят они что-то короткое, но многосерийное. Прошлому выпуску моих ребятишек нравился Тотонка и Утиные истории. Этому набору нравиться Кот Леопольд и Маша и Медведь.
Frozen - ещё один момент, не находите, что предполагаемое инаковомыслие старшей дочери стала передаваться младшей (символическая прядь волос).
сначала страной правили тролли,
А Кристоф у нас ребёнок "старой веры-правления" тогда?)) Было смешно когда тролль сказал "себе оставлю")). Что-то не думала об этом.