Can't work today, still queer.
Попробую поучаствовать во флешмобе "Прочитаю сто книг за год" with a twist.
Итак, до конца года попробую прочитать 50 книг и статей: а) философских; б) научных; в) научно-популярных.
Если вдруг окажется, что перевыполняю норму - подниму планку соответственно. Надо уже взять себя в руки и вообще.
Список
Квир-Теория (поняла, что есть смысл выделить в отдельную категорию, хотя книги там есть философские, и научные):
Ив Кософски Сэджвик. Эпистемология чулана
читать дальшеВо-первых, переводчик ИЗ АДА. Во-вторых, очень странно читать разбор книг, которые ты не читал. В-третьих, книга написана в 80-е и, на мой вкус, несколько демонизирует пресловутых "белых гетеросексуальных мужчин", ну да, видимо, такие времена. Мне для дальнейшей работы, скорее всего, пригодится ее метод анализа - подробнее о нем во введении и первой главе. Надо его еще раз разобрать и задокументировать в набросках к кандидатской.
Janet. R. Jakobsen. Queer Is Queer Does рассуждение о том, как можно использовать квир как метод.
Lisa Duggan. The Discipline Problem. Об истории сексуальности и ее взаимодействии с квир-теорией.
New directions in multiethnic, racial and global queer studies. Расшифровка круглого стола, на котором обсуждались отношения квир-теории с категориями расы и класса (но прежде всего - расы), хороший приквел к quare и kweer теории.
Patrick Califia. Gay Men, Lesbians, and Sex: Doing It Together
Философия:
Славой Жижек. Против прав человека
Мой размышлизм оНесмотря на страшное название, эссе совсем не про то, что права человека надо отменить, а про то, что, объявляя эти права "безусловно и врожденно данными" любому человеку, капиталистическое европоцентристское (хотя, может, вернее было бы сказать, западноцентристское) общество использует их как предлог для того, чтобы насаждать по всему миру свои, удобные капитализму порядки. "Права человека" выставляются, по Жижеку, при этом как нечто, прицельно выведенное за пределы политического - они присущи любому человеку, вне зависимости от его принадлежности к социальным, культурным и политическим категориям. На практике же оказывается, что, как только человек действительно оказывается вынесен за пределы этих категорий, он тут же лишается и этих прав и вообще как бы перестает окружающими признаваться человеком. Например, человек, лишенный гражданства (Жижек вслед за Арендт приводит пример с беженцами), автоматически лишается всех этих "прав человека", которые по факту оказываются правами гражданина. Бороться с этим Жижек предлагает настаиванием на реальности этих "нематериальных" прав, на приведении теории к практике, грубо говоря.
Я от себя сказала бы, что взгляд Жижека представляется мне очень пессимистичным; он как-то совсем отказывает людям в возможности просто быть гуманными.
Славой Жижек. Возвышенный объект идеологии
читать дальшеВпечатления неоднозначные очень. Условно книгу можно разделить на три "части" - если говорить о членении смысла, а не текста. Часть про то, как работает идеология в рамках постмарксистской теории, часть общих разъяснений и часть анализа работ Лакана. Если первая - понятна и замечательна, вторая - зависит от конкретной темы, но в общем тоже приятна, то третья - невероятный кошмар и ужас. Во-первых, это просто очень сложный текст, во-вторых, те вещи, которые Жижеку, с опорой на Лакана, кажутся очевидными, мне зачастую кажутся просто не соответствующими действительности. Однако, это философская работа, так что фактологическая доказательная база, наверное, тут не так обязательна
Научные работы:
Sergey Oushakine. The Terrifying Mimicry of Samizdat.
Технически, прочитала ее даже два раза, так как переводила ее. Замечательная статья. Я не настолько компетентна в вопросе, чтобы оценивать точку зрения автора, но она, по крайней мере, замечательно обоснована и очень интересна. Интересно также наблюдать часть тех процессов, о которых пишет Ушакин, в действиях и стратегиях наших современных оппозиционеров.
Ренате фон Хайдебранд, Симоне Винко. Работа с литературным каноном. Статья, рекомендованная Галиной Ивановной. Пример того, как теоретические положения (в данном случае - феминистских исследований) можно практически применить в научной работе.
Беате Зёнтген. От истории искусств к феминистской культурологии. О том, чем отличается академическая история искусств от изучения того же объекта, но через призму социального контекста.
Molly Anne Rothenberg. Embodied Political Performativity In Excitable Speech. Взгляд с позиций психоанализа на метод реитерации, предложенный Батлер в этой книге.
Н. И. Кузнецова. Киммерийские тени. Статья о презентизме и архивизме в science studies.
Elin Diamond. Re: Blau, Butler, Becket. О параллелях между теориями Батлер и теорией режиссуры.
И.С. Кон. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
Елена Барабан. Обыкновенная гомофобия. Массовая культура: контекст гомофобии "В форме себя держать!": cоциальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии
Иванченко С.Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы - Хорошая статья, но совершенно душераздирающее чтение.
Иванченко С.Н. Социально-психологические аспекты трансгендерности в Украине: проблемы перехода, позиция государства и общественное мнение
Научно-популярные книги и статьи:
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
Замечательная книга, "где она была всю мою жизнь". Чтение про то, как оно все работает у нас в мозгу совершенно перевворачиает твои представления о себе и окружающей действительности. Еще очень здорово читать то, как он пишет про своих пациентов - с позиции не столько медицинской, сколько просто человеческой.
В.С. Степин. Наука и лженаука
Т.А. Айзатулин, С.Г. Кара-Мурза, И.А. Тугаринов. Идеологическое влияние европоцентризма.
Странная статья. Очень пристрастная. Иногда - вроде как и разумная, и интересная, иногда - полный бред. Но, в любом случае, запомнить надо, так как, если ей будет вынесен вердикт "можно" - то ее можно использовать для статьи или кандидатской.
David P. Barash. The Evolutionary Mystery of Homosexuality - Исходя из позиции, что гомосексуальность заложена генетически, автор пытается найти разные объяснения тому, почему она не исчезла в процессе эволюции. Статья вызывает даже не вопросы, а недоумение. Может, в книге все эти тезисы смотрелись бы более доказательно, но так - выглядит слабо. Книгу эту, сам факт ее существования, надо, конечно, запомнить.
Сьюзен Сонтаг. Героизм видения - о том, как появление фотографии изменило наше отношение к внешнему.
Нано-тексты (10 таких считаю за одну статью)
1. Ralph R. Smith. Queer Theory, Gay Movements, and Political Communication
ЦитатаBecause of its recent academic high profile, queer theory has been subjected to extensive criticism. Included in these criticisms is that queer theorists, in their radical nominalism, ignore the material world of actual persons and relationships, preferring instead to focus on grammatical and semantic analysis of texts and on conditions of reception-consumption, thereby drawing attention away from economic inequity and actual relations of exploitation. Critics charge, moreover, that, despite or because of its historicism, queer theory transforms changes in fashion into major shifts in epistemology, thereby obscuring continuity in human experience across time and cultures, thus denying gay men and lesbians the benefit of a history and a universality arguably well grounded in reality. Further, by ignoring politics for other aspects of culture, queer theorists may elevate cross-dressing heavy metal performances, for example, to the same importance as Supreme Court decisions. Queer theory is also criticized for avoiding the reality of core identities by transforming them into mere subjectivities, thereby departing from human experience and intuition.
2. Annamarie Jagose. Queer Theory
ЦитатаIn some quarters and in some enunciations, no doubt, queer does little more than function as shorthand for the unwieldy lesbian and gay, or offer itself as a new solidification of identity, by kitting out more fashionably an otherwise unreconstructed sexual essentialism. Certainly, 'its sudden and often uncritical adoption has at times foreclosed what is potentially most significant--and necessary--about the term'. Queer retains, however, a conceptually unique potential as a necessarily unfixed site of engagement and contestation. Admittedly not discernible in every mobilisation of queer, this constitutes an alternative to de Lauretis's narrative of disillusionment. Judith Butler does not try to anticipate exactly how queer will continue to challenge normative structures and discourses. On the contrary, she argues that what makes queer so efficacious is the way in which it understands the effects of its interventions are not singular and therefore cannot be anticipated in advance. Butler understands, as de Lauretis did when initially promoting queer over lesbian and gay, that the conservative effects of identity classifications lie in their ability to naturalise themselves as self-evident descriptive categories. She argues that if queer is to avoid simply replicating the normative claims of earlier lesbian and gay formations, it must be conceived as a category in constant formation:
[It] will have to remain that which is, in the present, never fully owned, but always and only redeployed, twisted, queered from a prior usage and in the direction of urgent and expanding political purposes, and perhaps also yielded in favor of terms that do that political work more effectively.
3. Dennis Altman. On Global Queering
ЦитатаThe Economist is right in suggesting that there is a growing 'modern' homosexuality, which is producing lesbian bars and gay gyms in the wake of an expanding global capitalism. But these changes are more uneven and more related to cultural traditions than might seem at first apparent. As homosexual movements develop in non-Western countries they will, in turn, develop identities and lifestyles different to those from which they originally drew their inspiration.
Также статья очень жестко критикует КТ за аполитичность и игнорирование своих истоков в Лесбигей исследованиях. На нее (на том же сайте) есть куча ответов - потом посмотреть их.
4. Юрген Хабермас. Первым почуять важное. - о роли интеллектуала в современном обществе.
5. A Response from David Halperin to Dennis Altman
Цитата Coined in 1990 by Teresa de Lauretis for the title of a conference at the University of California, Santa Cruz, the phrase 'queer theory' was originally intended to be scandalously offensive. Its immediate purpose was to disturb the complacency embodied by the rubric 'lesbian and gay studies' that 'by now established and often convenient formula', as de Lauretis called it), which managed to give the misleading impression that the relation of lesbian to gay topics in the field was well defined, equally balanced, reciprocal, and somehow harmonious both intellectually and politically.
6. Заключение к книге Ian G Pearce 'Indian Mathematics: Redressing the balance'. Речь, в основном, об истории математики, а не о самой математике, но все же и о том, как математическое знание не могло путешествовать из-за культурных\религиозных норм европейского общества.
7. Calla Martin. The Feminist Critique - Sally Slocum and Eleanor Leacock
8. Maria Popova. Philosopher Judith Butler on Doubting Love
Еще фрагменты из
Tombois and Femmes by Evelyn Blackwood
Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах.
Peter J. Burke, Jan E. Stets. Identity Theory
Итак, до конца года попробую прочитать 50 книг и статей: а) философских; б) научных; в) научно-популярных.
Если вдруг окажется, что перевыполняю норму - подниму планку соответственно. Надо уже взять себя в руки и вообще.
Список
Квир-Теория (поняла, что есть смысл выделить в отдельную категорию, хотя книги там есть философские, и научные):
Ив Кософски Сэджвик. Эпистемология чулана
читать дальшеВо-первых, переводчик ИЗ АДА. Во-вторых, очень странно читать разбор книг, которые ты не читал. В-третьих, книга написана в 80-е и, на мой вкус, несколько демонизирует пресловутых "белых гетеросексуальных мужчин", ну да, видимо, такие времена. Мне для дальнейшей работы, скорее всего, пригодится ее метод анализа - подробнее о нем во введении и первой главе. Надо его еще раз разобрать и задокументировать в набросках к кандидатской.
Janet. R. Jakobsen. Queer Is Queer Does рассуждение о том, как можно использовать квир как метод.
Lisa Duggan. The Discipline Problem. Об истории сексуальности и ее взаимодействии с квир-теорией.
New directions in multiethnic, racial and global queer studies. Расшифровка круглого стола, на котором обсуждались отношения квир-теории с категориями расы и класса (но прежде всего - расы), хороший приквел к quare и kweer теории.
Patrick Califia. Gay Men, Lesbians, and Sex: Doing It Together
Философия:
Славой Жижек. Против прав человека
Мой размышлизм оНесмотря на страшное название, эссе совсем не про то, что права человека надо отменить, а про то, что, объявляя эти права "безусловно и врожденно данными" любому человеку, капиталистическое европоцентристское (хотя, может, вернее было бы сказать, западноцентристское) общество использует их как предлог для того, чтобы насаждать по всему миру свои, удобные капитализму порядки. "Права человека" выставляются, по Жижеку, при этом как нечто, прицельно выведенное за пределы политического - они присущи любому человеку, вне зависимости от его принадлежности к социальным, культурным и политическим категориям. На практике же оказывается, что, как только человек действительно оказывается вынесен за пределы этих категорий, он тут же лишается и этих прав и вообще как бы перестает окружающими признаваться человеком. Например, человек, лишенный гражданства (Жижек вслед за Арендт приводит пример с беженцами), автоматически лишается всех этих "прав человека", которые по факту оказываются правами гражданина. Бороться с этим Жижек предлагает настаиванием на реальности этих "нематериальных" прав, на приведении теории к практике, грубо говоря.
Я от себя сказала бы, что взгляд Жижека представляется мне очень пессимистичным; он как-то совсем отказывает людям в возможности просто быть гуманными.
Славой Жижек. Возвышенный объект идеологии
читать дальшеВпечатления неоднозначные очень. Условно книгу можно разделить на три "части" - если говорить о членении смысла, а не текста. Часть про то, как работает идеология в рамках постмарксистской теории, часть общих разъяснений и часть анализа работ Лакана. Если первая - понятна и замечательна, вторая - зависит от конкретной темы, но в общем тоже приятна, то третья - невероятный кошмар и ужас. Во-первых, это просто очень сложный текст, во-вторых, те вещи, которые Жижеку, с опорой на Лакана, кажутся очевидными, мне зачастую кажутся просто не соответствующими действительности. Однако, это философская работа, так что фактологическая доказательная база, наверное, тут не так обязательна
Научные работы:
Sergey Oushakine. The Terrifying Mimicry of Samizdat.
Технически, прочитала ее даже два раза, так как переводила ее. Замечательная статья. Я не настолько компетентна в вопросе, чтобы оценивать точку зрения автора, но она, по крайней мере, замечательно обоснована и очень интересна. Интересно также наблюдать часть тех процессов, о которых пишет Ушакин, в действиях и стратегиях наших современных оппозиционеров.
Ренате фон Хайдебранд, Симоне Винко. Работа с литературным каноном. Статья, рекомендованная Галиной Ивановной. Пример того, как теоретические положения (в данном случае - феминистских исследований) можно практически применить в научной работе.
Беате Зёнтген. От истории искусств к феминистской культурологии. О том, чем отличается академическая история искусств от изучения того же объекта, но через призму социального контекста.
Molly Anne Rothenberg. Embodied Political Performativity In Excitable Speech. Взгляд с позиций психоанализа на метод реитерации, предложенный Батлер в этой книге.
Н. И. Кузнецова. Киммерийские тени. Статья о презентизме и архивизме в science studies.
Elin Diamond. Re: Blau, Butler, Becket. О параллелях между теориями Батлер и теорией режиссуры.
И.С. Кон. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
Елена Барабан. Обыкновенная гомофобия. Массовая культура: контекст гомофобии "В форме себя держать!": cоциальные симптомы и экзистенциальные тупики мужской биографии
Иванченко С.Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы - Хорошая статья, но совершенно душераздирающее чтение.
Иванченко С.Н. Социально-психологические аспекты трансгендерности в Украине: проблемы перехода, позиция государства и общественное мнение
Научно-популярные книги и статьи:
Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
Замечательная книга, "где она была всю мою жизнь". Чтение про то, как оно все работает у нас в мозгу совершенно перевворачиает твои представления о себе и окружающей действительности. Еще очень здорово читать то, как он пишет про своих пациентов - с позиции не столько медицинской, сколько просто человеческой.
В.С. Степин. Наука и лженаука
Т.А. Айзатулин, С.Г. Кара-Мурза, И.А. Тугаринов. Идеологическое влияние европоцентризма.
Странная статья. Очень пристрастная. Иногда - вроде как и разумная, и интересная, иногда - полный бред. Но, в любом случае, запомнить надо, так как, если ей будет вынесен вердикт "можно" - то ее можно использовать для статьи или кандидатской.
David P. Barash. The Evolutionary Mystery of Homosexuality - Исходя из позиции, что гомосексуальность заложена генетически, автор пытается найти разные объяснения тому, почему она не исчезла в процессе эволюции. Статья вызывает даже не вопросы, а недоумение. Может, в книге все эти тезисы смотрелись бы более доказательно, но так - выглядит слабо. Книгу эту, сам факт ее существования, надо, конечно, запомнить.
Сьюзен Сонтаг. Героизм видения - о том, как появление фотографии изменило наше отношение к внешнему.
Нано-тексты (10 таких считаю за одну статью)
1. Ralph R. Smith. Queer Theory, Gay Movements, and Political Communication
ЦитатаBecause of its recent academic high profile, queer theory has been subjected to extensive criticism. Included in these criticisms is that queer theorists, in their radical nominalism, ignore the material world of actual persons and relationships, preferring instead to focus on grammatical and semantic analysis of texts and on conditions of reception-consumption, thereby drawing attention away from economic inequity and actual relations of exploitation. Critics charge, moreover, that, despite or because of its historicism, queer theory transforms changes in fashion into major shifts in epistemology, thereby obscuring continuity in human experience across time and cultures, thus denying gay men and lesbians the benefit of a history and a universality arguably well grounded in reality. Further, by ignoring politics for other aspects of culture, queer theorists may elevate cross-dressing heavy metal performances, for example, to the same importance as Supreme Court decisions. Queer theory is also criticized for avoiding the reality of core identities by transforming them into mere subjectivities, thereby departing from human experience and intuition.
2. Annamarie Jagose. Queer Theory
ЦитатаIn some quarters and in some enunciations, no doubt, queer does little more than function as shorthand for the unwieldy lesbian and gay, or offer itself as a new solidification of identity, by kitting out more fashionably an otherwise unreconstructed sexual essentialism. Certainly, 'its sudden and often uncritical adoption has at times foreclosed what is potentially most significant--and necessary--about the term'. Queer retains, however, a conceptually unique potential as a necessarily unfixed site of engagement and contestation. Admittedly not discernible in every mobilisation of queer, this constitutes an alternative to de Lauretis's narrative of disillusionment. Judith Butler does not try to anticipate exactly how queer will continue to challenge normative structures and discourses. On the contrary, she argues that what makes queer so efficacious is the way in which it understands the effects of its interventions are not singular and therefore cannot be anticipated in advance. Butler understands, as de Lauretis did when initially promoting queer over lesbian and gay, that the conservative effects of identity classifications lie in their ability to naturalise themselves as self-evident descriptive categories. She argues that if queer is to avoid simply replicating the normative claims of earlier lesbian and gay formations, it must be conceived as a category in constant formation:
[It] will have to remain that which is, in the present, never fully owned, but always and only redeployed, twisted, queered from a prior usage and in the direction of urgent and expanding political purposes, and perhaps also yielded in favor of terms that do that political work more effectively.
3. Dennis Altman. On Global Queering
ЦитатаThe Economist is right in suggesting that there is a growing 'modern' homosexuality, which is producing lesbian bars and gay gyms in the wake of an expanding global capitalism. But these changes are more uneven and more related to cultural traditions than might seem at first apparent. As homosexual movements develop in non-Western countries they will, in turn, develop identities and lifestyles different to those from which they originally drew their inspiration.
Также статья очень жестко критикует КТ за аполитичность и игнорирование своих истоков в Лесбигей исследованиях. На нее (на том же сайте) есть куча ответов - потом посмотреть их.
4. Юрген Хабермас. Первым почуять важное. - о роли интеллектуала в современном обществе.
5. A Response from David Halperin to Dennis Altman
Цитата Coined in 1990 by Teresa de Lauretis for the title of a conference at the University of California, Santa Cruz, the phrase 'queer theory' was originally intended to be scandalously offensive. Its immediate purpose was to disturb the complacency embodied by the rubric 'lesbian and gay studies' that 'by now established and often convenient formula', as de Lauretis called it), which managed to give the misleading impression that the relation of lesbian to gay topics in the field was well defined, equally balanced, reciprocal, and somehow harmonious both intellectually and politically.
6. Заключение к книге Ian G Pearce 'Indian Mathematics: Redressing the balance'. Речь, в основном, об истории математики, а не о самой математике, но все же и о том, как математическое знание не могло путешествовать из-за культурных\религиозных норм европейского общества.
7. Calla Martin. The Feminist Critique - Sally Slocum and Eleanor Leacock
8. Maria Popova. Philosopher Judith Butler on Doubting Love
Еще фрагменты из
Tombois and Femmes by Evelyn Blackwood
Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах.
Peter J. Burke, Jan E. Stets. Identity Theory
@темы: !, sincerely yours,, sed Vitae discimus, Флеш-мобы и анкеты