ВведениеЕсли честно, я не понимаю, почему в этом году у нас такая экзотическая практика, и как к истории культур Европы относится русская усадьба, но что поделать. Признаться, это было на данный момент одним из самых скучных заданий за все время обучения (и даже зачетная работа про усадьбу Волконских была интересней), но тем не менее, я убила на это две ночи и, да, узнала много нового, которое неизгладимо отпечаталось в моей памяти. Ну, например, что Толстой после Севастополя мог бы сделать военную карьеру, но на свою беду сочинил сатирическую песенку про начальство. А начальство - оно всегда одинаково. Я надеюсь, что Вам понравятся мои потуги изобразить искреннюю заинтересованность в вопросе, и Вы простите мне, что я довольно сильно просрочила сдачу отчета - видимо, это тенденция, и мне правда-правда стыдно.
Предисловие к этой книге писал какой-то клинический идиот, так что мне приходилось все время урезать оттуда идеологию, но к концу мне надоело это делать, так что кусочек про Ге, пожалуй, может иногда чересчур восторжен. Но учитывая, что Ге и правда был лучшим другом Л.Н., может, оно и не так плохо. По крайней мере, там много цитат и ссылок на воспоминания.
Но Вы, с большой долей вероятности, и читать-то это не будете, на что я, признаться, искренне надеюсь.
ЗаключениеРазумеется, этими тремя людьми и близко не исчерпывается список друзей Льва Николаевича, но я убилась об этих чуваков и не готова провести еще одну страстную ночь в обнимку с "Толстой и Художники". На часах без десяти шесть, и по этому поводу мне даже сказать в заключение нечего.
Вообще, мне представляется, что эксурсия, пусть даже и по дому-музею конкретного человека, должна как можно шире освещать тот историко-культурный контекст, в котором творилась история этого дома и складывались судьбы его владельцев. И уж точно должна исключат тех вонзальных тетечек, которые ходят, шипят тебе в спину и смотрят на тебя как на г... рубых, неотесаных варваров, забредших по какой-то случайности в их храм.
А теперь надо написать что-то программное.