...или "Я не томат, но".
Для начала, что такое тест Бехдель (думаю, большинство из вас это знают, но я, например, узнала про него всего года три назад, так что на всякий случай напишу).
Тест Бехдель придумала художница-комиксистка Элисон Бехдель. Это своего рода тест художественных текстов на "немизогинность". Изначально речь шла о кино, но сейчас его применяют и много к чему другому.
Итак, чтобы текст проходил тест Бехдель, он должен соответствовать следующим критериям:
1) В тексте должны присутствовать хотя бы две женщины...
2) ...которые говорят друг с другом...
3) ...не о мужчине.
Wait, there's more!И вот тут - вопрос. Насколько дословно мы понимаем третий пункт? На ту же тему рассуждает исследовательница Фейт Лоуренс в этом тексте.
Нельзя упоминать вообще никаких мужчин, включая Шекспира, Чайковского, Менделеева и Сократа? Нельзя упоминать мужчин, с которыми ты лично знакома - например, фраза "Мой босс - такой козел!" зарубает шансы пройти тест Бехдель на корню? Или нельзя упоминать своего партнера\мужа\любовника? Или - что, мне кажется, было бы наиболее "в духе", - для прохождения теста Бехдель ключевой темой разговора должны быть не отношения героини с мужчиной, а что-то другое из ее жизни, что, может, и "задевает" мужчин, но не концентрируется на них? То есть, диалог в духе: "Ну, как твой курсач?" - "Да вообще, жуть! Сижу, штудирую Канта, скоро, думаю, всю "Критику практического разума" выучу наизусть" - тест проходит, а диалог: "Ну, и чего он?" - "А он говорит - приходи ко мне вечером, я тебе объясню, что там тебе у Канта непонятно" - "Ну ты пойдешь?" - "Не знаю. Я же понимаю это все, веришь? Но смотрю на него - и вообще мысли пропадают. Позорище такое..." - тест не пройдет.
То есть, мне кажется, цель теста не избавиться от мужчин в радиусе достижимости героини, а показать, что ее мир строится вне рамок патриархатной модели, не вертится исключительно и только вокруг романов с мужчинами и попыток устроиться в качестве "второй половины", но что героиня имеет какие-то свои, не связанные с отношениями, интересы и занятия.
Тогда возникает второй вопрос: почему мы фиксируемся на присутствии в тексте именно мужчины, а не определенной системы мышления? Например, как быть с двумя девушками, обсуждающими роман одной из них с третьей девушкой?
Например:
"- Слушай, она до сих не позвонила мне, как ты думаешь - мне стоит ей позвонить?
- Что за фигня - она же тебя пригласила, м? Не ерзай. Сделай вид, что тебе все равно - это самый верный способ.
- Ну, просто вчера все было так хорошо, а теперь она не звонит.
- И что, ты теперь будешь ей названивать? Никакой нормальной женщине не понравится, если ты будешь ей телефон обрывать.
- Ну...
- Она позвонит, вот увидишь.
- И что мне ей сказать?
- А ты такая 'О, это ты? Нет, сегодня я не могу - ужасно занята', и пусть она тебя поуламывает.
- Но у меня вся неделя свободна!
- Ну и что? Хочешь, чтобы казалось, что ты только ее и ждала, и все, готова рухнуть ей в объятья? Настоящую женщину нужно добиваться! А то она решит, что и стараться нечего..."
Этот диалог, по-моему, изо всех сил поддерживает мизогинные стереотипы и - привет, rape culture! - но формально тест проходит: две женщины говорят о третьей, мужчина даже мимо не проходил. Как быть с этим?
Или - другой пример - разговор мамы и бабушки о воспитании дочки\внучки: "- Что ты ей штаны надела, срамота какая! - Ничего подобного, очень женственные брюки. - Девочка должна юбку носить. Меня твоя бабка и за порог бы не пустила в таком. - Ничего, после свадьбы будет беременная - еще наносится..." - тут в центре фокуса не отношения, а модель поведения, но так - та же фигня. Кошмарный АДЪ, полностью проходящий тест Бехдель.
Третий вопрос, наконец, о том, как мы прочитываем понятие "женщина" в рамках этого теста? Трансгендерная женщина, обсуждающая с медсестрой предстоящую операцию, считается? Мама и ее семилетняя дочка считаются?
Таким образом получается, что а) текст может проходить тест Бехдель и все равно быть дико мизогинным; б) текст может не проходить тест Бехдель, но мизогинным не быть; в) критерии, указанные в тесте, довольно размыты, и каждый понимает их по-своему (сужу по личному примеру - на вопрос о том, что мы считаем упоминанием мужчины в разговоре, мне давали все варианты ответов, от "нельзя упоминать Шекспира" до "речь идет о том, что мир героини не вертится вокруг отношений с мужчинами").
Мой вопрос: Я понимаю, что мизогиния и тиражирование гендерных стереотипов - это плохо. Но с учетом всего вышесказанного - зачем нужен конкретно тест Бехдель в таком виде, в каком он есть? Что он дает?
Я, на самом деле, была бы очень рада почитать развернутые ответы на эту тему. Спасибо!
Тест Бехдель
...или "Я не томат, но".
Для начала, что такое тест Бехдель (думаю, большинство из вас это знают, но я, например, узнала про него всего года три назад, так что на всякий случай напишу).
Тест Бехдель придумала художница-комиксистка Элисон Бехдель. Это своего рода тест художественных текстов на "немизогинность". Изначально речь шла о кино, но сейчас его применяют и много к чему другому.
Итак, чтобы текст проходил тест Бехдель, он должен соответствовать следующим критериям:
1) В тексте должны присутствовать хотя бы две женщины...
2) ...которые говорят друг с другом...
3) ...не о мужчине.
Wait, there's more!
Для начала, что такое тест Бехдель (думаю, большинство из вас это знают, но я, например, узнала про него всего года три назад, так что на всякий случай напишу).
Тест Бехдель придумала художница-комиксистка Элисон Бехдель. Это своего рода тест художественных текстов на "немизогинность". Изначально речь шла о кино, но сейчас его применяют и много к чему другому.
Итак, чтобы текст проходил тест Бехдель, он должен соответствовать следующим критериям:
1) В тексте должны присутствовать хотя бы две женщины...
2) ...которые говорят друг с другом...
3) ...не о мужчине.
Wait, there's more!