01:02 

О книгах

Студиозус
Can't work today, still queer.
Продолжаю читать книги по флешмобу и в процессе выбора очередной поймала себя на том, что со словосочетанием "серьезная книга" у меня ассоциируется в первую очередь что-то, что читается без удовольствия и через силу, но что читать надо. Открывая что-то, что считается "хорошей литературой" и было написано раньше последней четверти XX века, я подсознательно ожидаю тяжелого чтения, через которое надо продраться, чтобы приобщиться к еще одной единице мировой культуры.
Разумеется, в 99,9% случаев это ожидание оказывается неверным, книга - действительно прекрасной, и я получаю от чтения массу эмоций и большое удовольствие. Но почему-то положительного шаблона не формируется, и с каждой новой "хорошей книгой" происходит все то же самое.
Интересно, почему так, откуда это берется? Рискну предположить, что из детства, из всех этих бесконечных книг из "списка чтения на лето". Эти книги должны были воспитать, а не развлечь, и потому содержали либо что-то необоримо депрессивное, вроде Детей подземелья, Петьки на даче или Ангелочка или [мне в детстве] совершенно неинтересные истории детства великих писателей. Про эти истории отдельно замечу, что вообще непонятно, зачем их давать читать детям? Ведь самое удовольствие от них ты можешь получить именно тогда, когда перерастаешь героев, смотришь на них из другого возраста. Или это потому, что считается, что детям надо читать про детей, по логике волка из "Волк и теленок"?
изображение

А стоило тебе найти какой-то контент, который был тебе интересен, сразу же выяснялось, что это "ерунда", "глупости какие-то", никакой пользы от этих книг нет, и вообще "лучше иди какую-нибудь хорошую книгу почитай!". А что "хорошее"? Ну, вот смотри выше. И вот ты запомнила, что интересно="ерунда", а "хорошая книга"=тоска/мрачнуха.
До сих пор помню мое потрясение, когда я начала читать "Хоббита" - от того, что это была интересная книжка, которую нам задали в школе. В старших классах такие парадоксы со мной случались постоянно, но именно "Хоббит" был первым моим таким опытом. Возможно, именно поэтому я полюбила и до сих пор так люблю фентези.
Недавно видела список чтения на лето. который выдали сыну моей коллеги - ничего из того, что задавали нам, более того, большую часть этих книг я даже и не читала и никогда о них не слышала. Мне кажется, это хорошее дело. Воспитательная функция книг должна доноситься как-то более деликатно, а не так, что, если рассказ задали для летнего чтения, ты с уверенностью можешь предположить, что он написан о бедном-бедном мальчике, которому живется очень плохо, а к концу рассказа станет ну вообще.

А как обстояли дела с чтением в детстве у вас? Как относились к нему ваши родители? Любили ли вы книги, заданные для самостоятельного чтения? Как нашли то, что вам интересно читать?

@темы: Размышлизм, The surroundings, !

URL
Комментарии
2016-05-28 в 03:31 

Небесный Полководец
Мы в воде как титаники тонем И в огне прекрасно горим. И над нами какие-то твари, Твари цвета ультрамарин! (c)
У меня были примерно такие же ассоциации со списком литературы на лето, а в старших классах ещё и была чрезвычайно нудная учительница, которая делала скучным даже то, что скучным изначально не было. Тем не менее, кое-что из списка на лето попадалось интересное, там даже Конан Дойль был, а из привычной классики мне понравились "Отверженные" Гюго и "Отцы и дети" Тургенева. При этом я так и не смог до сих пор от начала и до конца прочесть "Преступление и наказание", а через "Мёртвые души" и "На дне" продирался с руганью.
Мне тоже казалось, что книги не по возрасту, либо просто потерявшие актуальность, что ли, которые были или навязчиво-дидактичны, или их мораль была несколько устаревшей, банальной для современности. То есть в историческом ключе почитать взрослому человеку нормально, а подростку — скучно и слишком понятно, нет новизны.

Родители, к счастью, в этом плане у меня были совершенно адекватны. Максимум, могли намекнуть, что список на лето всё же стоит прочесть, учёба есть учёба, но личный выбор не критиковали, с раннего детства я был записан в библиотеку, потому у меня, пожалуй, был нестандартный список чтения, попадались в детстве достаточно редкие сказки, рассказы, книги, о которых сверстники и не слышали. Маме, помню, приходилось меня отстаивать, потому что библиотекарь поначалу не верила, что я успеваю прочесть столько книг за неделю, ворчала, что непонятно зачем берём лишнее, но когда я начал ей всё пересказывать, унялась, и выдавала книг даже чуть больше нормы. В общем, читать я очень любил, но в школьную программу будто специально засовывали что-то неимоверно нудное, особенно по украинской литературе. Я с большим удовольствием в младшешкольном возрасте прочитал и "Историю одной девочки" (про детство балерины Улановой), и "Джен Эйр", и "Дорога уходит вдаль" Бруштейн, и "На заре жизни" Водовозовой, и даже черсчур дидактичную "Динку" Осеевой. Но читать в пятом классе про Грицька из бедной семьи, который пол страницы ноет, что борщ вчерашний и переболтанный, да без фасоли с маслом, и потому у него всё плохо, я не мог (хотя бы потому, что у меня в холодильнике стоял такой же борщ и мне казалось странным из-за него ныть). ((

Папа притаскивал и дарил мне фантастику, да и дома была: Шекли, Стругацкие, Хайнлайн, Гаррисон... Мама давала скорее классическую литературу и сказки, но не слишком распространённые.

2016-05-28 в 03:50 

Турмалин
Противную сторону нужно выслушать, как бы она ни была противна
У нас то ли не было списков литературы на лето, то ли с меня их никто не спрашивал, потому что знали, что я читаю запоем. Я жила в книгах.
До сих пор обожаю читать. И перечитывать.
В основном, научпоп. Если худлит -- то фантастика будет на первом месте. А еще я люблю "серьезные книги", написанные до ХХ века.

2016-05-28 в 10:47 

Shirley Woodruff
Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
У нас (в Латвии) не было списков литературы на лето, зато они внезапно появились в средней школе, где требовалось прочитать летом школьную программу по литературе, потому что учительница была уверена, что прочитать русский классический роман за неделю-две невозможно. Я читала быстро, поэтому летом выбирала другие книги, мои одноклассники, насколько я знаю, особо ничего не читали, ни по программе, ни вне её. Очень жалею, что в латвийской школе не изучали зарубежную литературу, поэтому о многих авторах и книгах я узнала позже, и они не произвели на меня такого впечатления, как могли бы в 12 - 14 лет. Я практически всю школу читала очень много, но в разнобой, что в библиотеке есть, то и беру.
Помню, что с детства читала "взрослые" книги, понимала, конечно, хорошо если половину, но всё равно мне это нравилось. Совсем мимо меня прошёл жанр young adult.

2016-05-28 в 10:51 

птенец бабочки-крылатки
"...canimus surdis, как и другие птицы..."
В детстве я читала много, но чаще всего это было не то, что задавали в школе. Я с удовольствием читаю научную или околонаучную литературу, а вот худлит по большей части вызывает у меня отторжение. Особенно после изучеия греческой и римской театральной классики, а так же всяких мифов и легенд - понимаешь насколько всё вторично, и банально. Так что бОльшую часть школьной программы я знаю только по хрестоматиям.

2016-05-28 в 11:06 

Студиозус
Can't work today, still queer.
Небесный Полководец, Ух ты! Спасибо за такой большой ответ! Очень интересно!
А какие вообще книги входя в школьную программу из Украинской литературы?
В "Динке" у меня был "конфликт чувства и долга", то есть увлекательного сюжета и неприязни, почти органической, к главной героине. Соглашусь с вами, что уменьшение количества дидактичности пошло бы этой книге сильно на пользу.
"На Дне" я прочитала прямо во время урока, потому что забыла, что она была задана :)) так что количество адреналина, которое я получила при этом, сделало бы интересным таблицу Брадиса, думаю) А Достоевского я как раз очень люблю (но это, мне кажется, есть "люди Достоевского" и "люди Толстого" и т.п., он не универсально эмоционально близкий писатель), хотя начинать знакомство с ним, может, лучше было бы с "Братьев Карамазовых", а не с "Преступления и наказания" - еще одна не до конца понятная мне логика школьной программы.

Турмалин, а как в детстве происходил выбор книги? Вот, ты хочешь что-то почитать - откуда ты берешь это "что-то", какие критерии отбора?

Shirley Woodruff, а необходимость читать эти длинные классические романы не вызывала протеста? Не было ожидания, что будет скучно?
Помню, у всех в нашем классе (включая вашу покорную слугу) было мнение, что "Война и мир" - это жуткая скучища. Стоит ли говорить, что, когда мы добрались наконец до книги, выяснилось совершенно противоположное.
И повторю вопрос, который задала Турмалин - а как вы выбирали книги, которые собираетесь прочитать?

URL
2016-05-28 в 11:07 

Студиозус
Can't work today, still queer.
птенец бабочки-крылатки, спасибо за ответ!
А родители/учителя/другие значимые взрослые как реагировали на такую выборку в чтении? Не говорили ли вам, что надо больше читать худлита?

URL
2016-05-28 в 11:32 

Турмалин
Противную сторону нужно выслушать, как бы она ни была противна
Студиозус

а как в детстве происходил выбор книги? Вот, ты хочешь что-то почитать - откуда ты берешь это "что-то", какие критерии отбора?

Я была голодным эврифагом.

Приходя в городскую библиотеку и отметив у библиотекаря, что принесла все книжки, которые за мной записаны, я сама волокла их на полку сданных книг (меня там знали, потому не препятствовали), а потом рылась в сданных до меня книгах, чтобы найти там то, что сама по каталогу я бы выбирать не подумала, а вдоль полок бродить нас все же не пускали. Так я открыла для себя фэнтэзи, например.

В школьной библиотеке меня пускали не только вдоль полок, но и в запасники. Но что конкретно я искала и нашла там, уже не помню. У нас была небольшая библиотека, я с ней быстро разобралась.

В складских помещениях музея в Бийске, где работала бабушка, я хотела остаться жить. Там было много об этнографии Алтая. Ну, для меня тогдашней точно много.

Дома просто залезала в книжный шкаф и рылась в нем. У нас специфическая домашняя библиотека (и у меня специфическое отношение к людям))), потому об истории и культуре античной Греции я знала в то время гораздо больше, чем о своих одноклассниках. Мопассана и Бодлера я тоже там нашла -- когда мне стало интересно "о чувствах".

В общем-то, я просто открывала книгу, которую до того не читала, и начинала читать или пролистывала по диагонали. Если мне становилось интересно, я ее читала от начала до конца. А потом искала следующую.

2016-05-28 в 11:33 

Студиозус
Can't work today, still queer.
Турмалин, спасибо!
А родители советовали что-нибудь? И как сочетались ваши с ними худ. вкусы?

URL
2016-05-28 в 11:40 

Турмалин
Противную сторону нужно выслушать, как бы она ни была противна
Студиозус, мр :)
Насчет родительских советов не помню. Я просто читала за ними то, что читали они.
Бабушка, папина мама, когда меня записывала в городскую библиотеку в Архске, в первый раз сама выбрала, что мне почитать. Были те самые "Дети подземелья", по-моему. Я как-то сразу поняла, что это не моё, и перестала прислушиваться к советам взрослых))

Кстати. Сейчас вспомнила.
Я плохо понимаю людей по их поведению, внешнему виду и всему такому. Зато очень хорошо понимаю по тому, что они советуют почитать. И по прочитанному решаю, хочу ли я общаться с этим человеком дальше.
Это точно родом из детства.

2016-05-28 в 11:59 

Shirley Woodruff
Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
а необходимость читать эти длинные классические романы не вызывала протеста? мне как-то всегда нравилась классика - и русская, и европейская, я с радостью читала всё, написанное в 19 веке и до какого-то времени как раз отторгала современную (со второй половины 20 века) литературу. Так что толстые книги меня ни в детстве, ни в подростковом возрасте не пугали. Хотя "Войну и мир" я так и не прочитала от корки до корки, куда больше мне по душе пришлась "Анна Каренина" =)

Что касается того, как я выбирала книги, то это происходило бессистемно. Вначале я просто читала, что дают, лет до 6, потом начала брать книги с книжных полок. У моей мамы была собранная в советское время неплохая коллекция - собрания сочинений почти всех русских классиков, потом серия "Всемирная литература", зарубежные французы, немцы, англичане. Помню, первую часть Фауста, историю с Маргаритой, я точно прочитала ещё до первого класса - жутко интересно было читать такое фэнтэзи))
Мне проще сказать, какие книги я в детстве не выбирала - фантастику, детективы, современную литературу, поэззию. Всё остальное читалось запоем. Особенно я любила книги про античный мир, исторические романы, мифы, легенды. Именно детскую литературу я как-то мало читала.

Зато очень хорошо понимаю по тому, что они советуют почитать. И по прочитанному решаю, хочу ли я общаться с этим человеком дальше. присоединяюсь. Общие книжные вкусы для меня много значат.

2016-05-28 в 15:34 

Небесный Полководец
Мы в воде как титаники тонем И в огне прекрасно горим. И над нами какие-то твари, Твари цвета ультрамарин! (c)
Студиозус, мне сложно будет сейчас перечислить школьную программу по украинской литературе, школа-то много лет назад была, а скучное из памяти выветривается в первую очередь. Из того, что более-менее понравилось, были грустные рассказы Василя Стефаника и поэма Андрея Малышко "Прометей", из того, что не пошло — практически всё остальное. Например, поэзия Драча и Тычины показалась откровенно плохой ((
Не понравилось совершенно, но запомнилось: Панас Мирний "Хiба ревуть воли, як ясла повнi", Кулiш "Мина Мазайло", Гончар "Собор", "Щоденник" Довженко, "Енеї́да" Котляревського. Помню, что были в количестве Шевченко, Украинка, Нечуй-Левицкий, Костенко, Франко... У кого был Грицько с его борщом в упор не помню ((
Глянул программу современную, кажется, там есть незнакомые имена, и смутно кажется, что нет части знакомых, но т.к. было давно, утверждать не возьмусь.

В "Динке" у меня был "конфликт чувства и долга", то есть увлекательного сюжета и неприязни, почти органической, к главной героине. Соглашусь с вами, что уменьшение количества дидактичности пошло бы этой книге сильно на пользу.
В детстве я попроще всё воспринимал ("Динку" мне начала мама зачитывать под горчичники, я ещё дошкольником был, потом сам дочитал), а вот когда уже был постарше и перечитывал, в глаза характер бросился.
хотя начинать знакомство с ним, может, лучше было бы с "Братьев Карамазовых", а не с "Преступления и наказания" - еще одна не до конца понятная мне логика школьной программы.
У меня из Достоевского пошёл только "Идиот" )

О, ещё вспомнил, что у меня-подростка хорошо шло. Приключения. Перечитал всего Ж. Верна, кроме "Детей капитана Гранта" (по какой-то причине эту книгу не осилил), с удовольствием читал М.Рида, Ф. Купера, Дюма, Ефремова. При этом "Том Сойер" Марка Твена не очень понравился, не понял главного героя.
Очень любил детскую фантастику, вроде Т. Бекман "Крестоносец в джинсах" (мальчик попадает в прошлое и видит крестовый поход детей. Хотел глянуть фильм по этой книге, почитал сюжет фильма, и решил, что не буду, исказили как могли, хуже чем "Принца Каспиана" даже, кажется), С. Сухинов "Смерть Галахада". Смутно помню, что книжки Почепцова нравились, но воспоминания очень туманные о них.
Приятно было читать романы "Полианна", "Серебрянные коньки", "Чёрный красавчик", "Таинственный сад", "Леди Джейн".

2016-05-28 в 20:49 

Anika-G
Хочу свой дом, пусть и кукольный.
Ну, я всегда любила литературу первой половины 20 века. И было все равно задавали ее в школе или я читала ее сама, даже республику ШКИД я читала с удовольствием, хотя это про курящих по подворотням озлобленных мальчиков. В основном, конечно, в школе из этого времени давали книги, на которые я бы поставила титр 21+, так как у нас в стране в начале 20 века была жесть, а западную литературу всегда проходили во вторую очередь.
Из того, что в школе проходили были любопытные вещи и просто хорошие писатели, любимыми у меня были Горький, Борис Васильев, Тургенев, Булгаков (я его тоже воспринимала, как фантастику, так что читала задолго до того, как задавали). Но, конечно, большую писателей оценить удалось, когда школа была закончена, благо вспомнить всех пришлсь через 5 лет после сдачи выпускных экзаменов, когда я решила поступить на историю искусств. Фентези и научную фантастику я тоже читала, но не все подряд.
Помню, что сестра мне говорила, что мне бы следовало в школе больше читать классики, так как потом я же не буду это читать без принуждения, которое дает необходимость написать сочинения, а буду, мол, читать фентези, которым уже итак себе мозг засоряю. Однако, стоило мне закончить школу и у меня обозначились другие интересы - нехудожественная литература и зарубежка начала 20 века. Читала, перечитывая строчки раз по 8, медленно и с удовольствием, никуда не торопясь, так как плевать было на время, и можно было действительно получить удовольствие от прочитанного. Даже сейчас ведь, дай себе конкретный срок, за который хочешь-не хочешь нужно прочитать именно эту книгу, удовольствия будет меньше, так как именно сегодня захочется вместо этого что-то еще. Это как с меню на неделю (в холодильнике стоят котлеты, но ты заказываешь суши, так как организм лучше знает, что ему нужно).

На какое-то время, я совсем бросила читать художественную литературу, так как все написанное не воспринималось всерьез. Мне казалось, что это очень плохо, что я деградирую, наверное, раз мне неинтересно читать про жизненные перипетии каких-то вымышленных героев. Но дело в том, что такая литература мне лично не давала никакого импульса для собственного полета мысли, это было просто потерей времени. Дочитываешь книгу и все. Опустошенность. Понимаешь, что с этим придуманным миром мы закончили. В то время, как когда ты читаешь про Марка Шагала, он становится тебе близок и интересен, остается с тобой навсегда, так как его мир образов в картинах, а картины всегда в памяти и всматриваться в них можно бесконечно. Это всяко приятнее, чем понимать, что Гарри Поттер в книжке вырос, Воландеморта окончательно укокошили, и стоит уже поискать себе что-то другое, чем можно напитать мозг. Тогда я стала устраивать себе месяц художественной литературы. Каждый год в июле, я переставала читать историю и искусствознание, брала с собой краски и электронную книгу с закачанным списком того, что должна каждая дама прочитать к тридцаточке, и у меня работали другие доли мозга.

Сейчас я читаю свою любимую нехудожественную литературу и не испытываю угрызений совести. Месячник всякой фигни меня тоже ждет где-нибудь в сентябре-октябре, так как после диплома я буду познавать тонкости видеоарта.

2016-05-29 в 00:26 

Студиозус
Can't work today, still queer.
Турмалин, да, кстати, список чтения может много рассказать о человеке, если он (список) не вынужденный, а добровольный.

Shirley Woodruff, а почему не хотелось читать более современные книги и детективы/фантастику?

Небесный Полководец, Ой, да! Из того, что вы перечисляете, читала Серебрянные коньки и Таинственный сад (хотя не помню уже, о чем там), а еще - Тайна рыжего кота, Маленькая принцесса, Домик в прерии (и его продолжения). Последнее - прямо ух! Такая робинзонада, по сути.

Anika-G, спасибо!
Месячник художественной литературы (или, наоборот, научной и научно-популярной, если художественной читается больше) - это крутая идея. А как ты подбираешь книги для своего месяца худлита? По какому принципу?

URL
2016-05-29 в 08:51 

Shirley Woodruff
Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
Студиозус, ну фантастику я и сейчас не люблю, потом, наверное то, что я перечислила, просто было более доступно тогда.

2016-05-29 в 18:52 

Anika-G
Хочу свой дом, пусть и кукольный.
Студиозус, очень помогают списки, которые в сети вешают, мне они постоянно попадаются в ленте. Понимаешь, что что-то хотелось бы что-то оттуда прочитать, качаешь книжку, знаешь, что читать будешь в июле.

2016-05-29 в 19:00 

Небесный Полководец
Мы в воде как титаники тонем И в огне прекрасно горим. И над нами какие-то твари, Твари цвета ультрамарин! (c)
Студиозус, в Серебрянных коньках были бедные голландские дети, которые хотели себе хорошие коньки, у них был больной отец, который никого не узнавал. Вот Таинственный сад сам плохо помню (
Домик в прерии не читал ( Зато вспомнил, ещё была серия детективов про трёх сыщиков, Юпитер (Джупитер) Джонс и его друзья расследовали всякие странные дела. Мне лет в 9-10 очень нравилось))

2016-05-29 в 19:05 

Студиозус
Can't work today, still queer.
Небесный Полководец, интересно, эту серию не читала.
Из детских детективов вот Тайна рыжего кота - запомнился как довольно крутой детектив.
И еще книги Астрид Линдгрен про Калле Блюмквиста.
И то и то - с хорошим сюжетом и без бедных несчастных детей, у которых все плохо, но они превозмогают, несмотря ни на что.

URL
2016-05-29 в 19:15 

Небесный Полководец
Мы в воде как титаники тонем И в огне прекрасно горим. И над нами какие-то твари, Твари цвета ультрамарин! (c)
Студиозус, серия про трёх сыщиков, друзей Альфреда Хичкока, как раз тоже не про несчастных детей, увлекательные детективы, я сперва подумал, что "Тайна рыжего кота" из этой серии, но понял, что нет, там просто тоже всё называлось как "Тайна чего-то там", особенно интересна была "Тайна семи попугаев" (оно же "Тайна попугая-заики")
Да, Калле Блюмквист мне тоже очень нравился)))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Толерантные штучки

главная